Объем выездного туризма в России в первом полугодии 2015 года сократился на 34%, а по итогам первого квартала — на 40%. За минувшие два десятилетия это стало самым большим спадом в отрасли.
Ничего подобного не было ни в 1998-м, ни в 2009-м — в годы соответственно отечественного дефолта и общемирового кризиса. Сегодня у основной массы граждан банально нет денег на отдых за рубежом: из-за падения курса рубля турпутевки подорожали на 50-80%, а реальные зарплаты заметно снизились. Россияне оказались заперты в своей стране — по сути, за новым «железным занавесом», порожденным на сей раз не политическими причинами, а экономическими обстоятельствами.
Если в прошлом году для отдыха за границу выехали 17,6 млн. наших соотечественников, то в этом поток оскудеет до 10-11 млн. — такие данные привел в разговоре с «НИ» Дмитрий Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР). Эксперт объяснил, что выездной турпоток напрямую связан с валютой — прежде всего долларом или евро, и их постоянная волатильность мешает потребителю определиться. Только за период с апреля по август скачки валют составляли 35% в ту или другую сторону. Нынешний курс — 65-70 рублей за доллар и 75-80 рублей за евро — очень тяжелый для отрасли, поскольку зарплаты россиян — в рублях и никак не индексируются. «В апреле люди покупали тур по курсу 54 за евро, а сейчас — 80, это несопоставимо. Еще один фактор — санкции Запада, обернувшиеся рекомендацией для госслужащих, военнослужащих, работников силовых структур не покидать с целью отдыха пределы страны», — сказал г-н Горин.
По данным Ростуризма, за первые шесть месяцев текущего года заметнее всего поток российских туристов сократился в Словакию — на 76,8%, в Тунис — на 75,4, в Литву — на 72,8%, в Китай — на 56,6%, в Индию — на 56%, в Грецию — на 53,5%, в Таиланд — на 53,1%, в Испанию — на 43,1%, в Хорватию — на 40,6%, в Чехию — на 39,1%, в Болгарию — на 36,3%, в Италию — на 34,8%, в Великобританию — на 34,5%. Цифры впечатляют. На этом фоне Турция (-25,7%) и Египет (-13,4%) смотрятся вполне благополучно.
Спрос на путешествия в страны Запада начал падать еще весной 2014 года. То есть до введения санкций, обвала цен на нефть и валютных потрясений, по мере эскалации в российском обществе антизападной информационно-психологической кампании.
По оценкам большинства специалистов, уже к июню прошлого года стагнация на массовых европейских направлениях достигла критического для рынка уровня 30%. А по итогам декабря, после того как рубль рухнул, эти направления «провалились» по всем статьям. Финляндия, например, ушла в минус на беспрецедентные 61%. В итоге фактор негативного политического фона оказался далеко не главным.
«В прошлом году, когда возникла вся эта история с Крымом, рынок болезненно отреагировал на осложнение политических отношений с Европой, — заметила в беседе с «НИ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. — Определенный страх присутствовал. Летом родители боялись отправлять детишек в лагеря, на языковые курсы. Но поскольку никто из рядовых россиян, за редчайшим исключением, не сталкивался с плохим отношением к себе, этот фактор исчез уже в первой половине 2014 года. И дальше никак не проявлялся. Это абсолютно разные вещи: в политической сфере может быть напряженность, но в то же время туристическая отрасль любой страны очень хочет жить и ждет туристов».
Если же говорить о странах, ставших с точки зрения безопасности по-настоящему проблемными, то, по словам пресс-секретаря РСТ, таких мест немного, и туда народ просто не ездит: «В Тунис турпоток сразу оборвался после массового убийства на пляже. Но, к счастью, в курортных регионах в целом все спокойно. Да, случаются какие-то заварушки в Турции, в Египте. После чего некоторые особо мнительные товарищи звонят в турфирму и отказываются от поездки. Но отказаться тоже непросто — они же теряют деньги по договору».
У резкого спада выездного туризма в 2015 году есть только одна причина — экономическая, утверждают специалисты. К примеру, путевка во Вьетнам для жителя России в среднем подорожала с 60 тыс. до 140 тыс. рублей. Траты россиян на отдых в Азии выросли вдвое, и во столько же сократился турпоток, признал вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. По его словам, это во многом связано с ростом транспортных расходов, которые порой равны половине стоимости тура. Но главная напасть, безусловно, девальвация рубля. За последний год рубль упал на 30% по отношению к индийской рупии, на 36% — к сингапурскому доллару, на 40% — к вьетнамскому донгу, на 42% — к таиландскому бату.
«Сфера туристических услуг очень подвержена настроениям, — отмечает Дмитрий Горин. — А потребительские настроения сейчас выжидательные. К сожалению для туризма, люди будут экономить именно в первую очередь на путешествиях, а не на еде или одежде».
shadow Еще одно абсолютно новое для рынка явление — люди массово отказываются от ранее забронированных туров. По словам Ирины Тюриной, небольшие туроператоры идут навстречу клиентам, которые хотят вернуть деньги за уже оплаченные туры и перебронировать их по более низким ценам. В крупных компаниях с большим потоком туристов на такие шаги идут неохотно. Там, как правило, предусмотрены штрафы за отмену брони, которые иногда превышают разницу в стоимости тура до и после укрепления рубля.
Отдельная история — проблемы российских авиакомпаний, которые массово генерируют убытки и наращивают долги. Хотя нефть дешевеет, цена на авиатопливо не снижается. По данным Минэкономразвития, расходы на керосин составляют до 30% всех расходов авиаперевозчиков. Формально ценообразование по керосину привязано к курсу доллара и биржевой цене на керосин.
По подсчетам турагентств, средний перелет из Москвы в Нью-Йорк и обратно стоит 20 тыс. рублей, из них на топливо приходится примерно 12 тыс. рублей. Аналогичный полет в Берлин обойдется туристу в 9 тыс. рублей, из них 4,5 тыс. рублей — это топливный сбор.
Кроме всего прочего, резко — на 25-30% — увеличились номинированные в валюте расходы на лизинг воздушных судов и их наземное техобслуживание в зарубежных аэропортах. В итоге почти все отечественные перевозчики в нынешнем году стали меньше летать за границу и все чаще — по России.
РФ не отнесешь к странам с массовой, устойчивой, а главное — легко реализуемой тягой к путешествиям. Сегодня загранпаспорта имеют всего 18% населения, а за последние 25 лет родные пределы покидали лишь 20% граждан, в том числе посещая родственников в постсоветских республиках. Однако те, кто вкусил плоды иноземного турсервиса, «подсели» на них навсегда. «В этой категории россиян преобладают представители среднего класса, — говорит вице-президент АТОР. — В отдыхе они себе не отказывают, несмотря ни на что: экономят на количестве дней пребывания — 10 дней вместо 14, летят чартером, выбирают отель с тремя звездами вместо четырех-пяти». Но процент таких людей в общей массе невелик.
Каковы же на этом нерадостном фоне перспективы у отечественного выездного туризма? «Вы мне скажите, какой будет курс валют, и я вам отвечу», — Ирина Тюрина в беседе с «НИ» предпочла не рассуждать на эту тему. А Дмитрий Горин убежден: Россия останется значимым игроком на туристических рынках Греции, Испании, Италии, Болгарии: «У отрасли всегда найдутся какие-то резервы и рычаги. Да и зарубежные партнеры могут в чем-то пойти навстречу: потеря части турпотока болезненна и для них».
Ну а пока ситуация откровенно плачевна. Обнадеживающих новостей почти нет, зато негатива хватает. Тот же г-н Горин сообщил о двукратном сокращении числа туроператоров, работающих в сфере выездного туризма: «Летом прошлого года в федеральном реестре было свыше двух тысяч компаний, сейчас — около 900». Кроме того, в эти дни практически полностью остановились продажи путевок. Как выразился директор турагентства «СТЕН» Леонид Пресс, «из-за ошеломляющего курса валют». «Боюсь, сентябрь будет провальным, несмотря на бархатный сезон», — говорит гендиректор агентства «Персона грата» Рамиль Мифтахов.
Георгий Степанов
Источник: newizv.ru