Цены на нефть должны в ближайшие годы вернуться к уровням, которые обеспечивают доходность инвестиций в ее добычу.
Об этом заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин в понедельник, выступая на отраслевой конференции в Сингапуре.
Президент «Роснефти» отметил, что общая сумма сокращений инвестиций мировых компаний в добычу нефти из-за падения цены на нефть составила около $140 млрд, а уже к концу 2016 года увеличится до $200-250 млрд.
Он обозначил цену в $70 за баррель как критичную для инвестиций в разработку новых месторождений, отметив, что даже при ценах $110 долларов за баррель прибыльность в отрасли остается относительно низкой.
«Мы с высокой вероятностью можем ожидать, что на протяжении текущего инвестиционного цикла мы можем стать свидетелями возвращения цены нефти к уровням, обеспечивающим приемлемый для инвесторов возврат на инвестиции,» — сказал Сечин.
Глава «Роснефти» назвал кризис в Европейском Союзе, обостренный проблемами долга Греции и других периферийных стран, нестабильный экономический рост в США и замедление роста в странах БРИКС в качестве основных причин снижения потребления нефти в мире.
«Фундаментальной причиной низкой цены нефти является превышение добычи нефти над конечным потреблением», — сказал Сечин.
При этом глава «Роснефти» отметил, что ситуация, при которой цена на нефть опускается до уровня затрат на ее добычу, является временной, и в идеале цена должна превышать уровень операционных затрат у поставщиков с максимальными затратами.
«Поэтому цены неминуемо вернутся к долгосрочному равновесному уровню затрат полного цикла», — сказал Сечин.
По его мнению, возврат рынка к сбалансированному состоянию мог бы произойти в течение 2-3 лет, однако этому помешала «нервная реакция» некоторых стран ОПЕК, которые отказались сократить добычу, а вместо этого увеличили предложение на рынке.
«Стало ясно, что «золотой век» этой организации остался в прошлом, ее стабилизирующее влияние на нефтяной рынок по сути утеряно, внутри ОПЕК усиливаются противоречия стран-членов и их групп», — сказал Сечин.
При этом он отметил, что нефтяные аналитики игнорируют ряд факторов, оказывающих влияние на баланс спроса и предложения, в частности искажение статистики добычи в США, где происходит падение объемов добычи на протяжении полугода.
Сечин сказал, что опасения по поводу резкого увеличения предложения в результате возможного выхода на рынок Ирана после снятия санкций, а также падения спроса из-за замедления роста китайской экономики являются преувеличенными.
Глава «Роснефти» добавил, что рост добычи в Иране требует больших инвестиций, а замедление в Китае носит управляемый характер. По мнению Сечина, прирост спроса на нефть ожидается на уровне 2% в год до конца десятилетия за счет увеличения количества автомобилей и закупок нефти для стратегических резервов.
«Руководство Китая уже неоднократно продемонстрировало умение принимать верные решения и снова выходить на магистраль устойчивого развития. Мы верим, что так будет и на этот раз», — сказал Сечин.
По его словам, аналитики «Роснефти» не видят угроз для спроса на нефть со стороны возобновляемых источников энергии или роста чиста электромобилей. Он также отметил растущий спрос на продукты нефтехимической отрасли, в частности полиэтилен, в качестве факторов роста спроса.
Сечин также заявил, что, исходя из себестоимости добычи и объема запасов нефти, только несколько стран, включая Россию, способны удовлетворить растущих мировой спрос на нефть. «В долгосрочной перспективе основные надежды по обеспечению мирового спроса в углеводородах связаны с Россией, Венесуэлой, Ираном», — сказал Сечин, подчеркнув, что по ряду оценок ресурсная база сырья в России является крупнейшей в мире.
По его мнению, Россия может в перспективе увеличить добычу нефти на 40% — до 700 млн тонн в год, а после ослабления рубля себестоимость добычи нефти в России такова, что основные проекты в этой сфере могут конкурировать с проектами в странах Персидского залива.
Сечин предположил, что спрос в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет расти опережающими темпами, а Россия могла бы существенно увеличить свою долю рынка за счет разработки месторождений Восточной Сибири.
«Устойчивый рост азиатских экономик требует бесперебойного снабжения энергоресурсами в течение десятилетий и снижения зависимости от импорта нефти из нестабильных регионов», — сказал Сечин. В то же время в условиях нестабильного рынка Россия может предложить долгосрочные контракты, взаимные инвестиции и обмен активами.
«Мы действуем в этом ключе со все большим числом партнеров, прежде всего из растущего региона АТР», — подчеркнул Сечин.
Евгений Соловьев, Мария Иванина
Источник: tass.ru