Во все времена независимо от национальности или цвета кожи люди перемещались с места на место в поисках лучшей жизни. Кто-то бежал от притеснений, кто-то пытался начать на новом месте жизнь с чистого листа, для кого-то смена места означала обогащение, славу и почет. Некоторые были вынуждены сменить местожительство не по своей воле: в качестве наказаний людей отправляли не в тюрьмы, а в ссылку, причем навечно. Благодаря волнам миграции происходило Великое переселение народов, была заселена Европа, освоены Сибирь и Австралия, Северная и Южная Америка. Современный мир без миграционных процессов вообразить также невозможно, но вряд ли проблема миграции воспринимается одинаково во всех странах мира.
По данным ООН, более 200 миллионов человек живут и работают не в своей стране. Генеральный секретарь Организации объединенных наций Пан Ги Мун, выступая 19 мая 2011 года в рамках 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, обратил внимание на важный вклад международных мигрантов как в развитие стран их пребывания, так и в экономику стран происхождения. «Около двух третей из 214 миллионов мигрантов проживают в богатых странах. Их денежные переводы на родину достигают 300 миллиардов долларов США в год. Эта цифра превышает размер потоков международной помощи», — заявил глава ООН. Он подчеркнул, что без этих переводов еще больше людей были бы вынуждены иммигрировать за границу в поисках заработка.
«Ксенофобия» или самозащита?
В своем выступлении господин Пан Ги Мун отметил, что зачастую обсуждение вопросов миграции сводится к проблемам, которые сопряжены с этим феноменом. Многие говорят о том, что мигранты – огромная нагрузка на социальные системы, другие опасаются, что иностранцы займут их места в школах и университетах и лишат их рабочих мест. «Однако статистика показывает, что экономический вклад мигрантов намного превышает любые потери», — заявил генеральный секретарь ООН. Он добавил, что зачастую «мигранты выполняют грязную, опасную и тяжелую работу».
С другой стороны, какие доводы нужны, чтобы объяснить человеку, родившемуся, выросшему и живущему в своей стране, что ему «выгодно» отдавать своих детей в школы, в которых вдруг перестали говорить на его родном языке, потому что большинство детей в классах – дети трудовых (или не очень трудовых) мигрантов? Как доказать тому же обывателю, что «экономически целесообразно» и «выгодно» уволить его с работы и нанять десяток мигрантов, которые теперь делают его работу (может быть, не так квалифицировано) за гораздо меньшую плату? На все вопросы населения стран-реципиентов миграционных потоков у властей, как правило, не находится ответов, выходящих за рамки экономической необходимости.
В жертву пресловутой экономической целесообразности приносятся традиции, быт и уклад жизни страны, которая стала «развитой» благодаря труду поколений своих граждан. Более того, современное законодательство большинства развитых стран по степени толерантности таково, что любые проявления вполне естественного недовольства местных жителей поведением или количеством мигрантов расцениваются некоторыми политически и экономически ангажированными политиками в качестве «разжигания межнациональной розни» или «ксенофобии». В силу этого обстоятельства в ряде случаев действующая власть теряет доверие населения, которое начинает искренне верить, что государство защищает уже не свой платящий налоги, служащий в армии и производящий национальный продукт народ, а пришлых и зачастую криминальных лиц.
Не стоит забывать о том, что в развитые страны уезжают не только честные труженики – туда же стремятся криминальные элементы и авантюристы, рассчитывающие на увеличение своего благосостояния от незаконной деятельности. И вполне понятна реакция жителей государств, принимающих мигрантов: для них сотня нужных дел, совершенных приезжими, будет перечеркнута одним преступлением нелегального авантюриста.
Стоит также отметить, что миграционные потоки способствуют формированию организованной преступности по национальному признаку – жителей развитых государств давно не удивляет присутствие на их территории этнических банд, которые в первую очередь наживаются на своих соотечественниках, а впоследствии существенно осложняют жизнь гражданам принявшей их страны.
Гастарбайтер или помощник?
Страны, где распространяется журнал, в той или иной степени испытывают сложности в решении вопросов, связанных с миграцией. В большинстве своем эти проблемы являются общими для всех, однако далеко не все государства способны в одиночку справляться с ними. Так как автор – гражданин России, то и примером станет его страна, также выступающая в качестве принимающей зарубежных мигрантов стороны.
Для России характерна миграция из стран – бывших республик Советского Союза. Перемещение населения внутри СССР носило регулярный характер и не приводило к значимым социально-экономическим потрясениям в силу нескольких причин. Во-первых, не существовало экономической пропасти между бедными и богатыми, уровень жизни был стабильно высоким во всех республиках Союза. Во-вторых, не существовало языковых барьеров, так как во всех советских школах преподавался русский язык в качестве государственного (национальные языки преподавались в школах наравне с русским). В-третьих, государственная политика гарантировала право на труд и занятость, а также своевременную и адекватную оплату за работу.
С момента распада СССР прошло уже 20 лет и выросло целое поколение, владеющее русским языком плохо или не владеющее вообще, что существенно осложняет процедуру вливания мигрантов в современное российское общество. Кроме того, существенно выросла разница в доходах между богатейшей и беднейшей частью населения России, что также осложняет жизнь мигрантам, ведь наименее обеспеченные слои российского населения расценивают приток рабочей силы из-за рубежа в качестве прямой угрозы своему относительному благосостоянию.
Впрочем, легальная миграция – при условии хотя бы частичной адаптации к российским традициям, языку и нормам поведения – не вызывает у людей реакции отторжения. Основной угрозой своему благополучию и экономической стабильности россияне считают увеличивающийся поток нелегальных мигрантов.
Так, для европейской части Российской Федерации характерна нелегальная миграция из стран Средней Азии (Таджикистан, Киргизия, Узбекистан), а также государств Закавказья (Армения, Азербайджан, Грузия).
В большинстве своем выходцы из Средней Азии трудятся чернорабочими, убирают улицы и занимаются прочими видами малоквалифицированной деятельности. Несмотря на проводимую российскими властями политику репатриации незаконных мигрантов, их потоки не уменьшаются, что связано с плачевным состоянием экономики среднеазиатских государств, высоким уровнем коррупции и низкими заработками на родине.
Учитывая дешевизну рабочей силы из Средней Азии, работодатели делают безусловный выбор в пользу незаконных мигрантов, сокращая занятость среди российских граждан. Таким образом, затраты частных компаний на наём рабочей силы сокращаются, однако из-за низкой квалификации рабочих страдает качество выполняемых работ. Это создает недоверие со стороны клиентов к труду мигрантов в целом. Кроме того, на негативное восприятие населением нелегалов из Средней Азии накладывается проблема нескончаемого транзитного потока афганского героина на территорию России, который затем переправляется в Европу. Зачастую мигранты из Средней Азии прямо или косвенно участвуют в незаконном обороте наркотиков.
В свою очередь, выходцы из Закавказья, находящиеся в России нелегально, небезуспешно сумели освоить сферу розничной торговли. Они также выступают в качестве посредников при перепродаже сельскохозяйственной продукции, скупая ее по невыгодной для аграрных производителей стоимости и реализуя на рынках по завышенным ценам. Рынки же, как правило, в той или иной степени контролируются этническими преступными группировками из Азербайджана, Армении или Грузии.
Сибирь и Дальний Восток России страдают от потоков мигрантов из Китая и Вьетнама, которые или оседают целыми группами в десятки и сотни человек на территории страны, или также в составе групп продолжают путь в страны Европейского Союза. В тех случаях, когда китайцы и вьетнамцы остаются в России, их уделом становится труд в качестве разнорабочих на стройках и подпольных фабриках, выпускающих контрафактную продукцию, работа на незаконно захваченных сельскохозяйственных угодьях. В любом случае мигранты из КНР и Вьетнама попадают в зависимость от местных и этнических криминальных группировок, которые выкачивают из них деньги за легализацию и разрешение на работу, в качестве оплаты места для проживания и т.д.
Итогом нелегальной миграции для российской экономики становится сокращение рабочих мест для местного населения, рост коррупции среди чиновников, спекулятивно повышаемые цены, организованная этническая преступность. Все эти факторы влияют на снижение доверия граждан страны к властям. Одновременно несовершенство методов миграционного контроля поощряет транснациональную организованную преступность и создает социальную напряженность, чреватую непредсказуемыми последствиями.
Без вины виноватые
Причины, по которым люди решаются на переселение – постоянное или временное – в другую страну могут быть разными. Это и простое желание заработать, а иногда — попытка укрыться от военного или религиозного конфликта, протекающего в странах их происхождения. В любом случае трудовые мигранты сталкиваются в развитых странах с целым комплексом трудностей. Проблемы с документами, разрешающими пребывание и/или трудовую деятельность, автоматически создают для иностранных рабочих сложности с законом в государстве пребывания. Еще хуже, когда отсутствие необходимых документов заставляет их переходить в разряд нелегалов, что не позволяет им заниматься квалифицированной работой. Таким образом, людям остается лишь соглашаться на такие рабочие места, которые местные граждане игнорируют по причине низкой оплаты труда и отсутствия карьерных перспектив. Общими проблемами для мигрантов являются бедственные условия проживания, отсутствие социальной защищенности, раздраженная реакция со стороны местного населения на их пребывание.
Еще одной страшной действительностью нелегальной миграции является торговля людьми – в мире отсутствует точная статистика пропавших без вести людей, отправившихся работать в другие страны. Транснациональная организованная преступность в своих интересах использует факт незаконного пересечения границ государств, продавая мигрантов в рабство.
Сталкиваясь с отношением к себе, как к людям «второго сорта», мигранты замыкаются в своих диаспорах, если государства-реципиенты не способны решить вопрос их равномерного расселения среди коренного населения страны. «Врастание» в жизнь новой страны существенно осложняется различиями в религии и национальных традициях. Нежелание мигрантов инкорпорироваться в местную культуру и отсутствие у местного населения встречного желания принять их как равных приводят к росту экстремизма и насилия, что наглядно продемонстрировали события конца 2005 года во Франции (впрочем, в 2009 году французские мигранты снова бастовали), Бельгии и Германии. Учитывая последние тенденции, а также рост числа незаконных мигрантов из Северной Африки, благополучным европейским странам еще придется столкнуться с новым витком «проблемных» мигрантов. Первым сигналом уже в текущем году стали разногласия на межгосударственном уровне в рамках Евросоюза, причиной которым послужил неконтролируемый миграционный наплыв уроженцев из охваченных нестабильностью североафриканских стран.
Кому нужны «миграционные коридоры»?
Мексиканская газета «Эль Универсаль» (“El Universal”) 19 мая 2011 года опубликовала материал, посвященный проблемам стран Латинской Америки, выступающих в качестве транзитных путей для стремящихся попасть в США нелегальных мигрантов. По данным издания, в последние годы в этой стране регистрируется все больше и больше иностранцев, прибывающих с других континентов – миграционные власти Мексики задерживают граждан КНР, Индии, Египта, Непала, ЮАР, Эфиопии, Нигерии, которые используют мексиканскую территорию для незаконного проникновения в США.
Иностранцы, во что бы то ни стало решившие въехать в Соединенные Штаты, подчас затрачивают около года, чтобы совершить это рискованное путешествие. Чтобы добраться до Мексики, мигранты идут на ряд ухищрений. Например, индийцам не требуется виза в Гватемалу, что используется ими для последующего перехода мексиканской границы в составе групп гватемальских трудовых мигрантов, также стремящихся в США. Китайцы, по данным Миграционной службы США, платят от 30 до 50 тысяч долларов для того, чтобы проникнуть на территорию Мексики. Им требуется сначала самолетом добраться до Эквадора, чтобы оттуда транзитом вылететь в Мехико. Затем китайские нелегальные мигранты добираются до приграничного города Тихуаны и оттуда незаконно пересекают мексикано-американскую границу.
Выходцам из Эфиопии приходится сначала пробираться в ЮАР, где они обзаводятся фальшивыми южноафриканскими паспортами, чтобы затем вылететь в Бразилию. Уже оттуда они следуют в Колумбию, из которой различными путями добираются до Мексики. Предприимчивые нигерийцы, сумевшие у себя на родине приобрести фальшивые паспорта других государств, сначала добираются до Италии или Испании. Если они сумели избежать неприятных для них встреч с миграционными властями этих стран, то далее они морским путем перебираются на Кубу, в Колумбию, Эквадор или Аргентину. В этих странах они работают (или не работают, полагая, что незаконными путями заработать проще), собирая деньги на дальнейший путь — через Мексику в США. Уроженцы Сомали следуют в Мексику по маршруту Дубай-Объединенные Арабские Эмираты – Россия – Куба – Колумбия.
Всего, по данным Национального миграционного института Мексики (Instituto Nacional de Migraciуn), в 2010 году было задержано порядка 70 тысяч человек, пытавшихся незаконно пересечь мексиканско-американскую границу.
Мексика не одинока в этой беде: упомянутые выше Колумбия и Эквадор также активно используются незаконными мигрантами для достижения своей цели – США. Стоит лишь добавить, что за организацией подобных нелегальных миграционных маршрутов всегда стоит организованная преступность и коррумпированные чиновники. Таким образом, вместо того чтобы сосредоточиться на решении жизненно важных не только для латиноамериканцев, но и для других народов мира проблем – борьбы с производством и распространением наркотиков – специальные службы, армия и полиция стран Латинской Америки вынуждены брать на себя дополнительную роль фильтра для мигрантов.
Кто виноват и что делать?
А как можно оценить потери стран-доноров рабочей силы? Кто и как возместит этим государствам наиболее активную и трудоспособную часть населения, вынужденную отправляться в путь в поисках «американской (испанской, французской, русской, немецкой и т.д.) мечты»? Если генеральному секретарю ООН все же удается измерить экономический вклад мигрантов, то он отчего-то ни словом не обмолвился о сильнейшем социальном ударе, который переживают страны-доноры, теряя своих граждан. Объемы международной помощи развивающимся странам не окупают потерь этих государств от утечки наиболее инициативной и предприимчивой части населения, способной и желающей трудиться, но не находящей
подходящих и удовлетворяющих их амбициям условий труда в своих странах.
Проведя беглый анализ миграционной ситуации в мире, можно с уверенностью констатировать, что все больше людей начинает задумываться над тем, что проблема миграции искусственно поощряется развитыми странами, заинтересованными в дешевой рабочей силе. Развивающиеся государства фактически кричат о том, что им не финансовые и продовольственные подачки нужны, а помощь в развитии экономик. Меры международных организаций, предпринимаемые в настоящий момент, способствуют лишь тому, что трудоспособное население государств-поставщиков рабочей силы не вымирает от голода (пока!) и не занимается тотальным взаимным истреблением в борьбе за выживание.
Одновременно жители развитых стран вынуждены жить в страхе перед «страшными и дикими» мигрантами, оставаясь под полным контролем своих правительств в лице правоохранительных и специальных органов. Люди в Европе, России и США лишь согласно кивают головами, когда им говорят «о необходимости выделения дополнительных средств на борьбу с нелегальной миграцией».
В 2013году под эгидой ООН планируется провести диалог высокого уровня по вопросам миграции. Осталось ждать совсем немного – может быть хотя бы тогда с позиций этой авторитетной международной организации будет начата работа по развитию, а не по бутафорскому «оказанию помощи» развивающимся странам. Быть может, богатые страны все-таки задумаются о том, что следует жить своим трудом, а не за счет эксплуатации других народов.
По данным Международной организации по миграции (МОМ, International Organization for Migration, IOM), к 2050 году число международных мигрантов почти удвоится и достигнет 405 миллионов человек. Эксперты полагают, что тенденция роста миграционных потоков отчасти будет связана с последствиями изменения климата на планете и растущим дефицитом рабочей силы в развитых странах. Если человечество не начнет эффективно действовать для решения насущных задач по предотвращению незаконной миграции, то не исключено, что нашу цивилизацию ожидает небывалый по своим масштабам гуманитарный кризис, рядом с которым все экономические спады последних лет покажутся легким ветерком по сравнению с тропическим ураганом.
«В соответствии с данными статистики Федеральной миграционной службы России (ФМС), каждый четвертый мигрант, въезжающий в Россию, попадает в Москву. В 2007 году в столице был поставлен на учет 1 млн. 709 тыс. 230 человек; в 2008 году – 1 млн. 864 тыс. 083; в 2009 году – 1 млн. 778 тыс. 280; в 2010 году – 1 млн. 840 тыс. 446.
По данным за прошлый год, больше всего трудовых мигрантов было занято в строительстве – почти 41 тыс. Около 33 тыс. работало в сфере торговли и ремонта транспорта, бытовых изделий и прочих услуг. На третьем месте – операции с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг. Ими занимались 31 тыс.
Евгений Коломеец
Источник: vigiljournal.com