В своей статье эксперт по постсоветским странам Эстер Мария Бартл анализирует возможности России оказывать влияние на русское этническое меньшинство в Латвии. По мнению эксперта, не все этнические русские, составляющие 28% населения Латвии, эффективно интегрированы в латвийское общество. Это дает возможность России успешно использовать свои ресурсы «мягкой силы» (soft power), чтобы усилить свои позиции и подорвать политическое единство латвийского общества.
Концепция «мягкой силы» была сформулирована американским учёным Джозефон Наем. Государство может влиять на общество и политические элиты других стран, использую привлекательность своей культуры, политических ценностей и внешней политики. Таким образом, «мягкая сила» отчетливо отличается от жесткой силы, так как последняя «подталкивает» путем принуждения и побуждения, в то время как первая «притягивает», то есть основана на привлечении и сближении. (Джозеф Най, Мягкая сила, 2004: 1-16).
С распадом Советского Союза Россия рассматривала бывшие советские страны как «ближнее зарубежье», естественную сферу влияния. «Мягкая сила» России проявляется в антизападных ценностях, экономической взаимозависимости, политической легитимности и защиты прав человека на всем постсоветском пространстве. Константин Косачев (2012) утверждает, что в то время как американская модель фокусируется на американской культуре, образе жизни и политической идеологии, связанной с гарантией прав на свободу и демократию во всем мире, «мягкая сила» российской власти не обеспечивают такую модель, основанную на ценностях (Косачев 2012). Правительство Путина отвергает западные ценности и представляет как единственный набор объединительных ценностей «анти-ценности», социалистическую идеологию, которая, в конечном счете, потеряла свою привлекательность с развалом Советского Союза.
Чтобы сделать собственный подход «мягкой силы» в Латвии эффективным, правительство Путина подчеркивает нарушения латвийским правительством прав человека этнических русских. Значительное число этнических русских в Латвии чувствуют себя лишенными гражданских прав правительством Латвии. С 1991 года единственным официальным языком Латвии был латышский, несмотря на то, что почти треть его жителей говорят по-русски (The Guardian 2012). Треть русских также не имеют латвийского гражданства, что ограничивает их способность работать на государственных должностях и означает, что они не имеют права голоса. Для того чтобы получить гражданство, этнические русские должны пройти тест на знание языка и истории, однако многие интерпретируют испытание как дискриминационное (Deutsche Welle 2014).
Другой пример дискриминации — в апреле 2014 года Национальный совет электронных СМИ Латвии на три месяца приостановил трансляцию российских государственных телевизионных передач после того, как определил, что российское освещение в СМИ украинского кризиса был предвзятым в пользу России и представляло собой угрозу для интересов национальной безопасности Латвии (Нью-Йорк Таймс 2014). Хотя значительное число этнических русских недовольно политикой латвийского правительства в отношении меньшинств, защита прав человека российским правительством не представляется очень глубокой, поскольку оно не уважает права человека в своей стране и в других постсоветских странах (Международная Амнистия 2013).
В той же степени, в какой правительство России подчеркивает нарушения прав человека в Латвии, оно активно пыталось укрепить культурные связи с русским этническим меньшинством Латвии. В 2008 году спонсируемый правительством России фонд «Русский мир» создал два русских языковых центра в Латвии для содействия языковым и культурным связям. Он также пожертвовал книги латышским школам, вызвав обеспокоенность среди латвийских политиков, что такой материал будет влиять молодых учеников (news.err.ee 2014). Законодательство ЕС разрешает только временную блокировку средств массовой информации, поэтому русские газеты и телевидение по-прежнему работают в Латвии и являются источником большей части новостей и информации для этнических русских. Латвийское правительство пока что не запустило русскоязычные телеканалы. Хотя значительное число этнических русских в Латвии могут и не быть полностью удовлетворены политикой латвийского правительства в отношении меньшинств, молодое поколение, родившееся в период распада Советского Союза, более ассоциирует себя с Европой, чем с Россией. Это когорта людей считает себя русскоязычными, которые в основном положительно относятся к русской культуре. Тем не менее, политически и экономически большинство из них более склоняется к Европейскому Союзу и видит преимущества этого, в частности, свободу передвижения и повышение профессиональных возможностей по всей Европе (Grigas 2014).
Эксперт делает вывод, что «мягкая сила» России имела ограниченное влияние на этнических русских в Латвии. Современный подход России, подчеркивающий промахи латвийского правительства в области прав человека, в сочетании с культурной политикой по отношению к этническим русским в прибалтийской стране не был столь привлекателен. Наконец, как член НАТО Латвия пользуется защитой от русской агрессии (НАТО 1949: статья 5 Североатлантического договора). Что касается нынешнего конфликта на Украине и спада российской экономики, усиление участия в РФ в Латвии, которое заставило бы НАТО принять немедленные меры военного характера, маловероятно. Таким образом, политические трения в разделенной Латвии, которые могли бы привести к гражданским волнениям, тем самым позволяя России оправдать свое активное участие в жизни стран Балтии на основании гуманитарных проблем в будущем, не представляется реалистичным.
Материал подгртовлен Ольгой Берг, экспертом Исследовательского центра «Tabula»
Tabu1a
Источник: tabula-center.livejournal.com