Рано или поздно для любой, даже самой удачной военной техники наступает момент, когда дальнейшие заказы становятся нецелесообразными. Еще используются уже готовые образцы, что-то модернизируется, с конвейера сходят последние заказанные машины, но в планах значится уже новая, перспективная техника. Сегодня к этому рубежу подошли подводные лодки проекта 636. Министерство обороны России больше не планирует заказывать подобные субмарины.
Дизель-электрические подлодки проекта 636 «Варшавянка» стали легендой нашего флота. Компактные, надежные, практически бесшумные. За умение сливаться с естественными шумами океана наши западные «партнеры» прозвали их «черными дырами моря». Подводные лодки этого класса предназначаются для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций.
Хоть они и предельно скрытные, но иногда этим тихоням удается наделать шума. Именно «Варшавянка» своим недавним заходом в испанский порт неподалеку от Гибралтарского пролива вызвала нешуточный гнев Великобритании, которая обвинила испанцев в предательстве международных интересов. Однако всему наступает свой срок, и разработанные в середине 70-х годов подлодки заказываться больше не будут.
Тут надо сразу сказать, что производство этих субмарин не останавливается. На стапелях стоят две «Варшавянки» для Черноморского флота, еще одна десятого августа вышла на ходовые испытания. Также в производстве находятся две субмарины для Вьетнама, и заключен контракт на производство двух лодок для ВМФ Алжира. Таким образом, «Адмиралтейские верфи» загружены заказами до 2018 года.
Что на смену?
Подлодки проекта 636 относятся к третьему поколению подводных лодок. Казалось бы, на смену им должно прийти четвертое поколение. Но нет. Такие субмарины уже есть, называются они «Лада». Проект 677 является дальнейшим развитием предыдущего поколения, но с одним критическим отличием. Первоначально планировалось оснащать его новейшим анаэробным двигателем, но довести технологию подобных силовых установок до ума не смогли и оставили лодки дизель-электрическими. На данный момент единственная лодка этого проекта под именем «Санкт-Петербург» числится опытным судном в составе Северного флота.
Получается уникальная ситуация. В Минобороны фактически намереваются перепрыгнуть через поколение, сразу приступив к строительству лодок проекта, получившего кодовое обозначение «Калина». И теперь уже совершенно точно известно, что новые субмарины получат воздухонезависимую энергетическую установку.
Преимущества такого двигателя трудно переоценить. Неатомные лодки предыдущих поколений обладают ограниченным запасом подводного хода. Они регулярно вынуждены подниматься на поверхность, чтобы с помощью дизельного генератора зарядить аккумуляторы электродвигателя.
В экономичном режиме на скорости около трех узлов «Варшавянка» способна идти несколько дней. Но при движении полным ходом запас батарей сокращается до десяти часов, после чего лодке необходимо всплывать. А воздухонезависимый двигатель, как следует из названия, в притоке свежего воздуха не нуждается. Таким образом, дальность подводного хода у оснащенных анаэробным двигателем субмарин возрастает многократно.
Подобные силовые установки уже присутствуют на подводных лодках некоторых других стран. Но наши конструкторы решили шагнуть еще дальше. Передовики подплава — немцы используют электрохимический генератор, но вынуждены возить к нему сжатый водород. В новых российских подлодках водород будут получать методом реформинга дизельного топлива прямо на борту судна.
Перспективы проекта
Смелая задумка российских инженеров позволит нашему подводному флоту совершить качественный прорыв в области неатомных подводных лодок. Анаэробный двигатель вплотную приблизит возможности этих субмарин к их аналогам, оснащенным ядерными силовыми установками. При этом основной козырь «Варшавянок»: скрытность, — останется.
Больше того, при создании лодок нового поколения будут использованы все наработки по скрытности от проекта «Лада», включая специальную виброизоляцию, всережимный электродвигатель на постоянных магнитах и покрытие, поглощающее сигналы гидролокаторов. Возможно «Калины» даже превзойдут «Варшавянок» в плане незаметности, и уж точно будут опережать старые подлодки по продолжительности подводного плаванья.
Но нужны ли нам такие лодки? Конечно, нужны. Балтийское и Черное моря тесноваты для атомоходов, кроме того, наличие атомных подводных лодок в этих морях запрещено международными морскими договорами. А вот субмаринам класса «Калина» для решения возложенных на них боевых задач места как раз хватит.
Таким образом, остается только ждать. В течение 2016 года ЦКБ «Рубин» представит проект двигателя, в котором будут учтены все недостатки моделей четвертого поколения, это позволит избежать множества «детских болезней» перспективной силовой установки. А к 2018 году должна состояться закладка головного корабля серии. На данный момент постройка одной «Варшавянки» отнимает 2-3 года, а значит в 2020-2021 годах можно ждать принятия на вооружение совершенно новой, незаметной, но от этого не менее опасной для врага субмарины.
Илья Новицкий
Источник: cont.ws