Вспоминая почти четвертьвековую историю августовского путча 1991 года, понимаешь, что сегодняшней Россией правят прямые наследники ГКЧП. Реформы Горбачёва-Ельцина свелись к отказу от неэффективной плановой экономики с попыткой сохранения военно-промышленного и карательного потенциала советской системы.
Но, к сожалению архитекторов системы ГКЧП-2, работать вдолгую она не сможет. Просто мир уже стал другим.
Борис Ельцин со товарищи смогли переформатировать советскую плановую экономику, но не элиты, отвечающие за госбезопасность, оборону и внешнюю политику.
Героями страны стали не только вполне советский Евгений Примаков, но и персонажи гораздо более зловещие. Например, вдохновитель путча, бывший глава КГБ СССР Владимир Крючков позже стал советником и наставником Владимира Путина в его бытность директором ФСБ.
Маршал Советского Союза Дмитрий Язов, один из лидеров ГКЧПистов, был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Александра Невского и Орденом Почёта. Конечно, когда ему угрожал срок за измену Родине, он только что сапог Горбачёву не лизал, называя себя «старым дураком».
Беда, что Кремль демонстрирует в точности такой же ксенофобский и параноидальный взгляд на мир, как и «гэкачеписты». Просто, те еще не совсем научились воровать, может быть за исключением дела Группы Советских Войск в Германии. Там распродали весь стратегический запас горючего, танки и даже оборудование армейских казарм.
Сегодня, как и гэкачеписты 24 года назад, несмотря на лозунги патриотизма, лидеры демонстрируют отсутствие способностей к проведению структурных реформ, необходимых для строительства современного государства и интеграции России в экономику 21-го века.
Наоборот, от интеграции отказываются. «Я не виноват. Меня так учили», – говорил герой шварцевского «Дракона». Так учили и нынешнее политическое руководство России. В «краснознаменном институте» видели в США «главного противника».
Как будто это Америка ввела войска в Украину, как будто это Обама заставляет отказаться от импорта медицинского оборудования, как будто это Вашингтон наложил санкции на ввоз пармезана.
Антиамериканская риторика зомбоящика тем не менее успешно работает на усиление поддержки широкими массами проводимого курса. Эта штука посильнее, чем убогое советское ТВ со Штирлицем.
Но карта, изначально с циничным расчетом разыгрываемая кремлевскими политтехнологами, стала настолько самостоятельной движущей силой, что сделала руководство жертвами собственной пропаганды.
Печаль! Они сами уверовали в зловещий образ Америки, желающей стереть Россию с лица земли. А это чревато конфликтом, вплоть до ядерной войны. Такое впечатление складывается, читая, к примеру, статью спикера Госдумы Сергея Нарышкина «Август провокаций», недавно опубликованную в «Российской Газете».
Да, Америка – большая страна, и у нее полно своих проблем. Я против того, чтобы Америку идеализировали, но в сферу ее задач не входит ни уничтожение России, ни уничтожение утят.
Реальные проблемы включают и отношения между полицией и афроамериканцами, и пожары в Калифорнии, и госдолг.
Но ни разу спикер Палаты представителей Джон Бейнер не заявил, что все беды происходят из-за России. Или даже из-за Китая.
Нынешние российские идеологи ведут себя так, как будто взяли на вооружение сталинские лозунги, что при построении коммунизма классовая борьба в мире будет обостряться.
Ненависть к Западу, переписывание истории, тотальное промывание мозгов – все это инструментарий отвлечения от того, что происходит в экономике страны. А происходит обвал – причем, для России он будет не в виде букв V, которыми описывали схемы кризиса и его преодоления в 1998, не в виде буквы U, описавшей кризис 2008 года, а в виде буквы L – обвал и дно.
Фанфарные нефтегазовые проекты «Сила Сибири» и «Алтай» рассчитывались при цене на газ по 360 долларов за 1000 кубометров, в то время как сегодня «Газпром» продает Европе газ по 220-250 долларов за тысячу кубов, а Катар, к примеру, заключает контракты на 6-8 лет по еще более низкой цене.
Очевидно, что Европа будет сокращать потребление российского сырья. Нефтяные фьючерсы на 2020 год стоимостью 60 долларов за баррель – очень плохой знак для России. В то же время политической воли для серьезных антикризисных реформ нет – есть попытка свалить всю вину на дядю Сэма.
Такая уж страна Россия с застойно-катастрофической кризисной историей, а не поступательного реформаторства. Период 1860-1914 гг. был, скорее, исключением, чем правилом. Гэкачеписты – тогдашние и нынешние – не смогли переломить этот тренд.
По подсчетам ведущих экономистов, падение экономики РФ продлится до конца 2017 года, а дно будет достигнуто прямо к 100-летней годовщины трагической революции.
Ощущение кризиса, несомненно, все более охватывает российские власти – денег в условиях санкций хватит года на два. И мне видится в возможной встрече Обамы и Путина в Нью-Йорке, о которой сообщил Лавров, желание Кремля как-то отыграть ситуацию назад и, возможно даже, вернуться к status quo ante bellum (положению, существовавшему до войны).
Москва и Вашингтон, несмотря на все противоречия, смогли найти компромисс по Ирану и даже по Сирии. Но Кремль оказался в ситуации кошки, вскарабкавшейся на дерево, – он не знает, как спуститься назад.
Поэтому актуальная задача для Запада – помочь кошке слезть с дерева, вернувшись к структуре безопасности Европы, существовавшей до февраля 2014 года.
Ариэль Коэн
Источник: blogs.voanews.com