Сегодня: г.

Дави на газ

Падение цен на нефть угрожает международным проектам «Газпрома»

Нефть преподносит «Газпрому» неприятные сюрпризы. Цена продаваемого холдингом газа привязана к стоимости «черного золота», а рентабельность международных проектов по строительству газопроводов во многом зависит как раз от того, насколько дорогим или дешевым будет идущий по ним газ. Удастся ли «Газпрому» построить все запланированные газопроводы или придется сделать выбор?

Четыре или одна

В середине прошлого года баррель нефти североморской марки Brent стоил 106 долларов, а к августу 2015-го подешевел более чем в два раза — до 43 долларов. Цена на российский газ для Европы привязана к ценам на нефть с лагом в 9 месяцев и пересматривается ежеквартально. Во втором квартале 2015 года тысяча кубометров газа обходилась Европе в среднем в 251 доллар, а в первом — в 284 доллара. Сейчас контрактные цены «Газпрома» в Европе — 235-242 доллара за тысячу кубометров, на хабе в Нидерландах — 228 долларов. Средняя прошлогодняя цена — 345 долларов. И дело не только в нефти. Газ на континенте дешевеет и из-за активизации альтернативных поставщиков.

Состоявшийся накануне первый в истории аукцион «Газпрома» по продаже газа в Европе оказался безрезультатным также из-за цены: она оказалась слишком высокой, в результате ни одной сделки так и не было заключено.

Прогнозы пока неутешительные. В правительстве, к примеру, считают, что стоимость барреля Brent на мировом рынке в ближайшее время задержится на отметке в 50 долларов.

Все это заметно усложняет жизнь «Газпрому», взявшемуся за практически одновременную реализацию нескольких крупных проектов — в том числе «Северного потока-2», «Турецкого потока», строительства газопроводов в Китай. Главный вопрос для российского монополиста — как в сложившихся условиях сохранить рентабельность этих проектов. По мнению заместителя председателя правления «Локо-Банка» Андрея Люшина, 190 долларов за тысячу кубометров газа — вполне реалистичный сценарий к концу этого года, в связи с чем инвестпрограмма и «Северного потока-2», и «Турецкого потока», и газпроводов в Китай сейчас под угрозой. «По всем трем направлениям примерно одни и те же трудности», — уточнил эксперт.

Турецкий поток

Соглашения между Москвой и Анкарой по газопроводу «Турецкий поток» для транспортировки топлива в страны Юго-Восточной Европы пока не подписаны. Стороны по-разному представляют себе реализацию проекта. Предполагалось, что будет один документ для четырех ниток газопровода общей мощностью 63 миллиарда кубометра. В Турции говорят, что задерживать строительство не намерены, однако согласие дали пока только на одну нитку. Москва направила Турции два предложения по межправительственным соглашениям по «Турецкому потоку»: первое предусматривает сооружение одной нитки газопровода, второе — четырех. Общая стоимость всех ниток оценивается в 11,4 миллиарда евро без НДС, цена первой — 4,3 миллиарда евро.

Ходят слухи о намерении турецкой стороны отказаться от второй, третьей и четвертой ниток «Турецкого потока». На днях зампредправления «Газпрома» Александр Медведев их опроверг, уточнив, что переговоры по этому вопросу пройдут поэтапно. Сначала российская компания планирует договориться с турецкими партнерами о реализации первой нитки «Турецкого потока». По словам Медведева, судьба новых ниток зависит от европейского спроса на энергоноситель, «потому что падение внутренней добычи не только неизбежно, оно происходит ускоренными темпами».


 Фото: Игорь Агеенко / ТАСС Строительство магистрального газопровода «Сила Сибири», Якутия

Хотя видимых политических проблем между Москвой и Анкарой не возникало, «Газпром» ждут долгие, тяжелые переговоры, считают эксперты. «Турецкие власти все еще оценивают целесообразность проекта. Если бы турки были уверенны в его быстрой реализуемости и экономической выгоде от сотрудничества, переговоры шли бы гораздо быстрее», — полагает главный аналитик ИФК «Солид» Азрет Гулиев. Эксперт считает, что с учетом санкций и возможных политических рисков для турецкого правительства, самым вероятным видится сценарий с одной ниткой трубопровода. Дальнейшее зависит от экономической и политической обстановки.

Того же мнения придерживается партнер компании «Деловой фарватер», руководитель независимого экспертного центра «Общественная Дума» Роман Терехин: «Пока наиболее вероятной видится ситуация с урезанием количества ниток трубопровода до двух или вообще одной». Первую нитку, считает он, должны запустить в любом случае, а остальные — под большим вопросом, который могут вообще отложить в долгий ящик, чтобы вернуться к нему только после успешной реализации первой нитки или на завершающем этапе данного проекта. Причем вряд ли стоит ожидать сговорчивости и расторопности со стороны турок: Анкара уже неоднократно демонстрировала, что не стремится стать крупным транзитером российского газа.

А вот зампред правления «Локо-Банка» Андрей Люшин не видит причин для сокращения числа веток газопровода — разве что на Турцию окажет давление Германия. «Также стоит учесть, что и до падения цен на сырье Турция активно добивалась скидки у «Газпрома», а значит, продолжит добиваться снижения цены еще на 10-12 процентов, что сделает проект кабальным для российского концерна», — считает эксперт.


 Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ» Производственная территория газопровода Nord Stream, Германия

До конца октября нам, скорее всего, останется только гадать, реализуется «Турецкий поток» полностью или лишь частично. В кулуарах прошедшего недавно Восточного экономического форума министр энергетики РФ Александр Новак отметил, что не ожидает подписания межправительственного соглашения по проекту строительства газопровода властями Турции до формирования нового состава правительства. Президент Турции Тайип Эрдоган 28 августа утвердил состав временного правительства страны, которое будет действовать до досрочных выборов в парламент, намеченных на 1 ноября.

Свое не упустят

Согласно контракту «Газпрома» и Китайской национальной нефтегазовой компанией (CNPC), заключенному в мае прошлого года, объем поставок газа в КНР в течение 30 лет должен достигнуть 1,032 триллиона кубометров. Предполагалось, что топливо пойдет по двум маршрутам: восточному — «Сила Сибири» (38 миллиардов кубометров в год) и западному — газопроводу «Алтай» (30 миллиардов кубометров в год). Но в начале сентября глава российского холдинга Алексей Миллер сообщил, что меморандум о поставках газа в Китай между «Газпромом» и CNPC предусматривает и третий маршрут.

Детали пока неизвестны — они определятся по результатам исследований. Но пока не все гладко и с первыми двумя направлениями. Заложенная в контракте формула привязана к цене на нефть, что, учитывая ее текущую динамику, грозит сделать проект нерентабельным. Усложняет ситуацию и то, что газовое соглашение по «Алтаю» было подписано, а контракт — еще нет.

На днях генеральный директор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова призналась в том, что снижение нефтяных цен заставило «Газпром» задуматься о пересмотре контракта на поставку газа в Китай. Речь на данный момент идет об изменении стоимости топлива, которое будет транспортироваться по западному маршруту. «Пока мы не пришли к соглашению, поэтому преждевременно давать комментарии. Естественно, у сторон разные позиции. Но я думаю, что мы в состоянии найти компромисс», — отметила Бурмистрова. При этом, по ее словам, при нынешней цене на нефть в районе 50 долларов за баррель контракт убыточным не является.


 Фото: Александр Чиженок / «Коммерсантъ» Зона Сайменского канала. Строительство тоннеля под Сайменским каналом для прокладки трубы 2-й ветки газопровода «Северный поток

Эксперты сомневаются в том, что «Газпрому» удастся добиться существенного повышения цены на газ для Китая. «Сейчас ничего нельзя спрогнозировать, тем более что подробности сделки не раскрываются, и неизвестно, установлена ли цена вообще, или о ней еще только пытаются договориться», — комментирует ситуацию Роман Терехин. Эксперт не исключает компромиссного варианта, но полагает, что достичь его будет тяжело. «Как правило, в российско-китайских отношениях Китаю удается добиться более выгодных для себя условий», — констатирует он.

Экономическая целесообразность строительства газопровода в Китай изначально подвергалась сомнению, отмечает эксперт ИФК «Солид» Азрет Гулиев. Сейчас же, по его мнению, позиции «Газпрома» ослабели: Китаю нет нужды спешить с подписанием контракта. Экономика Поднебесной замедляется, индекс PMI стабильно находится ниже 50 пунктов (что говорит спаде производства), спрос на энергоносители внутри Китая вряд ли будет расти, скорее даже наоборот. Основные промышленные районы Китая находятся на побережье, достаточно далеко от границ России. Цены на углеводороды низкие, а строительство трубопроводов — весьма затратный проект. «Ко всему прочему, китайцы широко известны как очень тяжелые переговорщики, и можно не сомневаться, что имея такую сильную позицию они вряд ли упустят свое», — подчеркивает эксперт.

Шанс есть у каждого

Несмотря на все сложности, сопровождающие переговоры «Газпрома» с Китаем, некоторые аналитики все же считают, что именно на этом направлении договориться будет проще всего. «С Китаем сейчас затевается много других крупных инфраструктурных проектов, в частности строительство мостов на границе, так что китайцы охотнее пойдут на компромисс», — отмечает Андрей Люшин.

В целом ситуация с «Северным потоком-2», «Турецким потоком» и поставками газа в Китай схожая, тем более что все эти проекты должны заработать практически одновременно — в 2019-2021 годы, считает Роман Терехин. По его мнению, сейчас чуть более перспективными и реалистичными видятся поставки газа в Китай. «Планируемые газотранспортные магистрали в Китай менее масштабные, чем в Европу (они меньше и пропускная способность ниже)», — объясняет эксперт. Кроме того, договор заключен на 30 лет, и объем закупок газа определенно будет расти, в то время как потребление газа в Европе снижается уже не первый год, и есть много негативных прогнозов на этот счет.

В пользу Поднебесной говорит и то, что на само строительство газопровода в КНР влияет меньше негативных факторов, чем на европейские направления (предыдущие споры с ЕС, ухудшение отношений ЕС и РФ, для успешной работы европейских газопроводов потребуется более масштабная инфраструктура).


 Фото: Stoyan Nenov / Reuters

Но определенные преимущества есть и у «Северного потока-2». Во-первых, акционерное соглашение для увеличения поставок природного газа в Евросоюз уже подписано «Газпромом» в рамках Восточного экономического форума. Во-вторых, его реализацией займется совместная проектная компания New European Pipeline AG. В нее, помимо «Газпрома» (с долей в 51 процент), войдет E.ON (10 процентов), Shell (10 процентов), OMV (10 процентов), BASF/Wintershall (10 процентов), ENGIE — 9 процентов. Значит, эти крупные компании не сомневаются в экономической целесообразности проекта, отмечает Азрет Гулиев. Кроме того, следует учитывать богатый положительный опыт работы российского холдинга с Германией, а также то, что «Газпрому» не придется серьезно перестраивать сбытовую и транспортную сеть. Проект предусматривает строительство двух ниток морского газопровода совокупной мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря.

Сейчас наиболее сложный момент в переговорах по этому проекту — вопрос о том, какая конфигурация партнеров возьмется за сухопутные отводы от новой магистрали. Как отмечал глава Wintershall Марио Мерен, структура инвесторов сухопутных отводов и, в том числе, перспектива участия сестринской трубопроводной компании Wintershall Gascade зависит от консультаций с регулятором. Зампредправления «Газпрома» Александр Медведев на днях сообщил, что бизнес-план и порядок тендеров по трубам в рамках проекта будут подготовлены к январю.

Татьяна Романова

Источник: lenta.ru

 
Статья прочитана 108 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору