В печати я нередко натыкаюсь на грозные предупреждения о том, что скоро столь любимые человечеством энергоресурсы закончатся, и нам придется откатываться к 19 веку, а то еще дальше — вплоть до каменного, в который так любят вдалбливать американцы.
Натыкаться на такие сообщения я начал, собственно, с тех пор, как начал читать научно-популярную литературу, т.е. лет 15 назад. Тогда пророчили запасов максимум лет на 20-30. Что ж, остается от 5 до 15 лет, подумал я и решил почитать – так ли это? Почитал и что же я вижу: по-прежнему нефти хватит на 30 лет максимум. Так застанем мы с вами новую эпоху уже или нет? Давайте разбираться.
В мире
Нефть человечество обожает. Вокруг ее добычи и торгов разгораются войны, как экономические, так и вполне себе настоящие.
Есть из-за чего. Нефти в мире больше не становится.
Однако ее запасы оцениваются неоднозначно.
В России есть классификация, в основе которой лежит степень геологической изученности. Согласно ей залежи делятся на:
* A (достоверные) Эти запасы известны, посчитаны и уже вовсю разрабатываются, или нужно только поставить еще одну вышку.
* B (установленные) Запасы известны, посчитаны, и проведена пробная эксплуатация — нужно только приехать и начать разрабатывать.
* C1 (оцененные) Нефть есть и вроде бы ее можно добывать промышленным способом.
* C2 (предполагаемые) Где-то тут должна быть нефть, но мы еще бурить не пробовали — сколько ее и точно какой не знаем.
Есть классификация SPE-PRMS, она учитывает вероятность нахождения нефти и экономическую эффективность добычи и соответственно делит запасы на 3 класса:
* Доказанные — вероятность извлечения 90 %
* Вероятные — 50 %
* Возможные — 10 %
Так вот, доказанных, или иначе говоря, запасов категорий А, В и С1 в мире 1700 миллиардов баррелей. В год мир потребляет 30 миллиардов баррелей. Делим?
Получаем 56 лет. М-да, боюсь, я могу и не дожить до того времени, когда нефтяная эпоха закончится.
Правда, потребление год от года растет. Нефти людям нужно все больше и больше, пик, вероятно, скоро будет… в ближайшие 10-20 лет.
Но мы забываем про предполагаемые запасы, или иначе говоря, вероятные и возможные.
Их еще 300—1500 млрд баррелей. Лет на10-50 лет хватит. Итого, минимум лет 65 ждать нужно, а то и все 100 лет. Эх, если в медицине прорыва не наметится – не доживу.
Учтите, что как показывает практика, добывать нефти из предполагаемых запасов обычно получается больше, чем, простите за тавтологию, предполагалось. Технологии-то не стоят на месте. Бывает и такое, что открываются заново старые месторождения.
Вот чего в мире со временем становится меньше – так это дешевой нефти. Мест, в которых можно было воткнуть трубу в песок — и фонтан забил, пожалуй, уже не осталось.
Зато найдены всякие битуминозные (нефтяные) пески в Канаде и Венесуэле, чьи запасы измеряются 3400 миллиардами баррелей. Только этого богатства хватит лет на 113. Но вот, до чего бы мне не хотелось дожить — так это до интенсивной добычи нефти карьерным способом из этого песка.
Может, конечно, лет через 50 изобретут хитрые бактерии или нанороботов, которые будут плодиться в этой битумной пустыне, создавая благоприятные условия для роста, скажем, лишайников и мха. Вчера был карьер, а через пару лет — цветущая равнина, и черника спеет.
Ну а пока же разрабатывать такие месторождения дорого и тяжело. И, слава Богу.
Помяну и сланцевую нефть. Ее запасы 2800 — 3300 миллиардов баррелей. Что, соответственно, обеспечивает человечество на 90 -110 лет нефтедобычей. Про сложности и проблемы ее добычи мы все уже не раз слышали. А уж про вред экологии я и вовсе молчу.
Итого, мы имеем запас нефти минимум лет на 250 вперед. Мне никаких медицинских порывов не хватит, чтобы дожить до истощения последних запасов.
А, кроме того, потребление нефти может упасть, ввиду ее высокой стоимости и развития технологий, лет так через 20-30.
Сейчас, 90 % сырой нефти перерабатывается в топливо и 10% идет во всякую нефтехимию — клепать чехольчики на эти ваши Айфоны. Без пластмасс, насколько я понимаю, миру не обойтись, а вот использование бензина можно и подсократить. Мазут опять же жечь следует поменьше.
Сокращаем количество сжигаемого топлива и пропорционально увеличиваем количество лет, на которые нам хватит уже изведанных запасов обычной нефти, без всяких сланцев и песков.
Россия
За мир, конечно, важно знать, но своя рубашка к телу ближе. Для нас нефть это не только аспект существования человеческой цивилизации, но и поступления налогов в бюджет страны.
Россия сегодня занимает шестое место в мире по доказанным (категории А, В, С1) запасам нефти в мире — 129,9 миллиарда баррелей нефти — это 7,6 % общемировых.
С учетом наших темпов добычи в 10 миллионов баррелей в день этого хватит лет на 35.
При этом важно понимать, что мы добываем нефти не только больше, чем нам нужно, но и больше, чем можем переработать.
В 2012 году на экспорт мы отправляли 46-48 % добываемой нефти. Этот процент год от года постоянно уменьшается – все больше нефти мы оставляем у себя для переработки.
Из того, что идет на заводы мы на выходе получаем 30% топочного мазута, 28% дизельного мазута, 14% автомобильного бензина, 12% керосина, 6 % прямогонный бензин, 1 % масла, 9 % всего остального.
Я так полагаю, что часть девяти процентов уходит в нефтехимию. Туда же идет прямогонный бензин, из которого изготавливают полимеры.
Итого, я могу предположить, что если у нас когда-то возникнут проблемы с нефтью, мы, во-первых, можем сокращать ее добычу минимум в два раза, прежде чем это скажется непосредственно на нашем производстве. Во-вторых, мы можем начать перераспределять результаты переработки нефти, например, начать топить чем-нибудь другим, а не мазутом. Или к тому времени наметится прорыв в строении электромобилей и бензина, как и дизеля, будет требоваться в разы меньше.
Однако, 2050 год – это не тот срок, к которому нам нужно будет ужиматься в потреблении нефтепродуктов. Не стоит забывать про запасы нефти категории С2, а их может быть очень даже прилично.
Однако, я бы не рассчитывал на прорыв в производстве электромобилей совсем, и в меньшей степени рассчитывал на новые неисчерпаемые залежи в недрах нашей земли. Я бы сделал ставку на армию и флот. Особенно на северную группировку нашего минобороны.
Арктика – это 90 млрд баррелей. Часть ее может стать нашей, каждый миллиард – это 100 дней добычи нефти в будущем. Неплохая добавка к имеющемуся. Вы согласны?
Эпоха дешевой нефти заканчивается. Эпоха сланцевой нефти и битуминозных песков придет лет через 30 только. Все это время запасы каждой конкретной нефтедобывающей страны будут определять не геологи и промышленники, а матросы больших кораблей и солдаты длинных тополей.
Сергей Черкасов
Источник: politrussia.com