В институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» 8 сентября состоялась открытая дискуссия председателя Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина и председателя попечительского совета «Стрелки» Александра Мамута. «Лента.ру» приводит высказывания Алексея Кудрина по самым важным вопросам беседы.
«Человеческий капитал» — утилитарное понятие. Капитал — средство. А мы видим в человеке цель. Поэтому недостаток слова «капитал» над нами довлеет. С другой стороны, это навыки, возможности и компетенции, которыми обладает человек. Он может их наращивать, таким образом, увеличивая возможности страны. Это позитивное понятие, означающее, что вложения в это сферу дают результат.
Капитал — это ценность. Но не только компетенции и возможность их наращивать, но и среда, в которой живет человек. Капитал сам по себе не растет. Мы говорим: надо вкладываться в человека. А что это значит? Это не только воспитание ребенка, но и обучение взрослого, среда, достоинства человека. В странах, где человеческий капитал успешно наращивают, создают особую среду для людей, а не закрытый анклав. Это свобода обсуждать любые проблемы, и только она откроет новые уникальные возможности.
Страну делает конкурентоспособной создание инноваций, все в этом соревнуются, сильно зарабатывая: продают айфоны и успешно живут на заработанное. Есть две парадоксальных цифры: Россия как государство вкладывает в науку и инновации больше, чем Япония или Великобритания. Мы вкладываем около трех процентов ВВП, но почему инноваций меньше? Потому что в других государствах бизнес вкладывается в разработки в четыре раза больше, чем у нас. Мы находимся на 8-9-м месте по общему объему вложений в научные разработки — 40 миллиардов долларов. В этом соревновании участвуют все. Мы должны обмениваться опытом, но в чем-то должны стать лучшими.
Почему-то наши компании не ощущают своей зависимости от вложения в инновации и науку. Слабая конкуренция, слабые институты, надежда на нефть мешают им. Задача государства — замотивировать предприятия вкладываться в научные разработки. Корпорации и компании стали поддерживать ПТУ и техникумы, которые дают им специалистов. Я считаю, это очень серьезные инвестиции. Надо создавать дополнительные условия для вложений в этом направлении.
Я в свое время был вице-мэром Санкт-Петербурга, мне приходилось искать деньги на спорт. Приходили известные кинорежиссеры, я помогал собирать деньги на кино. И так далее. Но тогда я понял, что самая эффективная помощь — вложение в образование. С тех пор я запретил себе вкладываться куда-либо еще, кроме образования. Все возможности, которые мы имели в советское время, при всех его недостатках, серьезно помогали.
Я не петербуржец, как многие считают, — я родился в Латвии. Потом переехал в Архангельск. Однажды я летел в Петербург на подготовительные курсы для института. И там записался в десять библиотек сразу. У меня перед поступлением были стесненные условия для проживания, поэтому мне удобно было заниматься в других местах. Также я приобрел абонементы во многие ленинградские театры. В какой-то момент стал сам себе учителем.
В западных странах культ образования — важная ценность. Все родители — участники попечительских советов университетов и школ. Самые богатые люди друг перед другом хвастаются тем, что они — попечители лучших университетов. Те, у кого нет такой возможности, занимаются вложениями в менее известные университеты. Это всеобщая программа поддержки образования. Большинство университетов на Западе действительно существуют на частные пожертвования. Этим мы отличаемся. Но и у нас начинают понимать ценность образования как социального лифта.
Одна из моих миссий — создание системы мотивации вложений в образование. Это изменит качество образования, нам перестанут навязывать единые учебники. Россия должна быть более свободной не только для студентов, но и для школьников. Единые учебники мешают этому, мы делаем шаг назад. На Западе учебники — это дело каждого университета. Есть стандарты, но есть и свобода выбора. Нельзя фетишизировать стратегии и программы. Должен быть механизм, способный бороться за их реализацию. Образование собственно и создает новые модели и идеи, позволяя людям понять, какие новые системы им нужны. Нужно воспитывать в человеке творческий подход, пытливость. В этом смысле все культурные проекты базируются на свободе творчества. Вот почему их нужно холить и лелеять.
Важнейшим качеством человеческого капитала является свобода. Свободная среда и пространство для творчества — важная среда для развития. Система студенческих клубов в университетах США подготавливает людей, способных спорить. У нас таких примеров мало, но у нас боятся быть политически некорректными. Культура дискуссии, критического мышления чрезвычайно мала. Надо уметь оппонировать мнению и искать новые аргументы. Культурный код, среда и история, семья и родина — наши величайшие достояния. Но в них же зашиты величайшие противоречия. А нашим спасением может стать наша вовлеченность в мир.
Что мы можем сделать, несмотря на агрессивное телевидение, пропаганду, усилившийся национализм? Возможностей для молодых людей, желающих свободно мыслить, достаточно много. В конце концов, наша страна открытая, интернет открыт. Конечно, сегодня стоит вопрос контроля над ним, но таких возможностей, какие есть сегодня, в советское время не было.
Мы сегодня живем в глобальном мире, должны перенимать то, что мир создал.
Мы стали получать больше и быстрее от всего лучшего, что есть в мире. И это перемешивание даст целым регионам мира возможность быстрее стать успешными и современными. Так сейчас поднимается Африка: да, сложно, да, противоречиво, но развивается. Мы успешны и в силу того, что у нас уже есть, и в силу того, что мы можем приобрести.
Источник: lenta.ru