Сегодня: г.

Беженцы в Европе: ЕС не хватает стратегического мышления

Представители правительств Евросоюза готовятся к серии встреч по проблемам беженцев. 11 сентября в Люксембурге собираются главы МИД. 14-го числа пройдет экстренное заседание министров внутренних дел. Не исключен и внеочередной саммит с участием лидеров ЕС. Пока Еврокомиссия готовит предложения по разрешению кризиса, Германия, Франция и Италия уже сформулировали собственные тезисы. Представленный на рассмотрение Верховного представителя ЕС Федерики Могерини пятистраничный документ содержит три важных момента: 1) финансовая помощь по линии ЕБРР и Европейского трастового фонда по Сирии для Турции, Иордании, Ливана и Египта; 2) совершенствование государственных институтов и создание «безопасной среды в (пост-)конфликтных регионах» (Сирия, Ирак, Афганистан, Ливия); 3) «справедливое распределение беженцев в Европе», т.е. внедрение системы квот.. Как бы это ни звучало странно, но наиболее реализуемым представляется первый пункт стратегии. Многие правительства предпочли бы откупиться деньгами, чем платить за мигрантов у себя в стране, где уровень жизни многим выше. Например, британцы щедро платят за то, чтобы решить проблему «на месте». Для улучшения условий жизни сирийцев в Ливане и Иордании Британия предоставила около £900 млн, став второй страной по объему гуманитарной помощи.

Гораздо больше споров вызывает т.н. «справедливое распределение». Страны Восточной Европы, а также Испания, Греция, Дания и Великобритания явно не готовы к таким нововведениям. Мадрид и Афины ссылаются на безработицу (20%) и кризис, Будапешт и Копенгаген — на защиту христианской идентичности. А Лондон считает, что он уже и так много сделал, приняв свыше 5000 сирийцев и профинансировав соседей Сирии. Берлин, Рим и Париж взывают к европейской солидарности. «Если вы не хотите принять 40.000, вы не можете больше называться Европой», — заявляет премьер Италии Маттео Ренци. Германия подает личный пример партнерам, в одностороннем порядке отменив действие договора Дублин-II для сирийских граждан. Раньше сирийцы могли просить убежища только в тех странах, где они впервые пересекли границы Евросоюза. В 2015 году ФРГ готовится принять почти миллион беженцев, на обеспечение которых потребуется десяток миллионов евро. По количеству приезжих по отношению к численности автохтонного населения лидирует Швеция. ЕС еще далеко до ближневосточных стран. Турция, Иордания и Ливан только из Сирии и Ирака приняли по 2 миллиона человек. Для двух стран Леванта это около трети их населения. В этом смысле критика турецкого премьера, считающего вклад Европы в преодоление миграционного кризиса «смешным», не кажется чрезмерной. Анкара до недавнего времени в одиночку финансировала пребывание сирийских беженцев, потратив круглую сумму в $ 6 млрд.

Введение квот и «поддержка соседей» — задачи кратко- и среднесрочной важности. В долгосрочном плане решающее значение имеет то, что будет происходить по периметру границ Союза. Говоря языком Хавьера Соланы, Европе требуется создать, в первую очередь, кольцо не «процветающих», а «дружелюбных» и «не воюющих» государств. Как правильно замечают некоторые наблюдатели, беженцы гоняются преимущественно не за деньгами, а спасают свои жизни от бомбежек и террористов в Сирии, Ливии, Афганистане и Ираке. Пока тлеют ближневосточные конфликты, «переселение народов» будет продолжаться. Здесь, как признают западные эксперты, возможности Европейского Союза ограничены.

Среди тех, кто обращает внимание на геополитический контекст — американо-польский историк Анна Аппельбаум, жена польского политика Радослава Сикорского (статья в State Magazin). «Мы имеем дело с тем, о чем никто не хочет говорить. Это кризис безопасности. На протяжении многих лет европейцы предпочитали делать вид, что войны в Сирии и Ливии — проблема кого-то другого», пишет журналистка. Причину кризиса Аппельбаум видит в отсутствии единой европейской внешней политики и армии. Она возмущается, что лидеры ЕС не хотят американского лидерства, но и не предлагают европейского. Ей вторит эксперт из Carnegie Europe: «Европейские правительства не думают и не действуют стратегически. Они уклоняются от амбиций, потому что это означает определение и принятие рисков и предоставление средств. Пока это восприятие продолжается, Европа будет скользить дальше в упадок».

Способен ли Европейский Союз обеспечить безопасность в странах, откуда прибывают беженцы? На примере ситуации в Ливии, одного из главных транзитных пунктов миграции, недееспособность ЕС видна невооруженным глазом. Соревнуясь в 2011 году с США в количестве нанесенных авиаударов по армии Каддафи, ныне Брюссель бессилен остановить гражданскую войну между Тобруком и Триполи. Что там говорить о далеком Афганистане, Сирии, Ираке и Йемене, где его ожидает жесткое сопротивление талибов, ИГИЛ и Аль-Каиды?

Эксперт из Carnegie Europe: «Европейские правительства не думают и не действуют стратегически. Они уклоняются от амбиций, потому что это означает определение и принятие рисков и предоставление средств. Пока это восприятие продолжается, Европа будет скользить дальше в упадок».

Способен ли Европейский Союз обеспечить безопасность в странах, откуда прибывают беженцы? На примере ситуации в Ливии, одного из главных транзитных пунктов миграции, недееспособность ЕС видна невооруженным глазом. Соревнуясь в 2011 году с США в количестве нанесенных авиаударов по армии Каддафи, ныне Брюссель бессилен остановить гражданскую войну между Тобруком и Триполи. Что там говорить о далеком Афганистане, Сирии, Ираке и Йемене, где его ожидает жесткое сопротивление талибов, ИГИЛ и Аль-Каиды?

Камран Гасанов

Источник: iarex.ru

 
Статья прочитана 120 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору