Нам объясняют, что виноваты экономические санкции, отсутствие западных кредитов, падение цен на нефть и низкий курс рубля. Оказывается, не только это. Дыры в бюджете — это и пробелы в работе чиновников. Так, коллегия Счетной палаты подсчитала, что на 1 января 2015 года общий объем незавершенного бюджетного строительства в нашей стране составил около 2 трлн рублей. Это две трети дефицита отечественного бюджета на следующий год. Покрыть такой разрыв можно только за счет средств резервных фондов. Но их государство собирается, как говорит Дмитрий Медведев, расходовать более экономно, так как они уже на исходе.
Две главные беды России — это отсутствие хороших дорог и переизбыток дураков. Или воров. Этот исторический факт подтвердило расследование Счетной палаты, итоги которого были обнародованы 9 сентября. Ситуация оказалась даже хуже, чем можно было представить.
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова представила целый ряд поражающих показателей. Установлено, что на 1 января 2015 года общий объем незавершенного строительства по 71 государственному ведомству составил 1,97 трлн рублей. «По сравнению с 1 января 2014 года объем незавершенного строительства увеличился на 278,2 млрд, или на 16,5%. За 2013 год объем незавершенного строительства увеличился на 327 млрд рублей, или на 24%», — сообщила Голикова.
Кто же главный виновник такой ситуации? Наибольший объем незавершенного строительства — около четверти — сложился по Росавтодору. Это более 477 млрд рублей. Значительные объемы незавершенного строительства установлены в Росжелдоре и Росморречфлоте (105,6 млрд и 89,3 млрд соответственно).
Наиболее значительный рост в абсолютном выражении за 2013-2014 годы установлен по Росавтодору (на 193,4 млрд) и Росморречфлоту (на 34,8 млрд). А вот наиболее значительное сокращение установлено по Минкультуры (в 2013-2014 годы на 64,2 млрд).
Результаты проведенного анализа, как показывает проверка Счетной палаты, «свидетельствуют об отсутствии полноценного учета объектов незавершенного строительства, включая учет объемов выполненных работ, оснований для начала строительства и выделения бюджетных средств, сроков начала строительства и причин его остановки».
Другими словами, предоставляя средства и подряды на строительство, ответственные чиновники не контролируют их дальнейшую судьбу. Ситуация усугубляется тем, что многие объекты достроены максимум на 70%. Использовать их невозможно, а достраивать — накладно. Морально они устарели, и вкладываться в такие объекты бессмысленно. Кроме того, тратятся миллиарды государственных средств на проектно-изыскательские работы, которые затем в строительстве не используются. То есть деньги, вложенные в них, буквально закопаны в землю.
Есть и другая проблема. Существует ряд объектов, работы по которым в принципе доведены практически до конца, но они так и не введены в эксплуатацию из-за неразберихи с оформлением прав на земельные участки. В качестве примера можно назвать Кольцевую автомобильную дорогу вокруг Санкт-Петербурга на участке от Приозерского шоссе до автодороги «Россия». Он должен был быть введен в эксплуатацию в 2008 году. Несмотря на то что на 1 января этого года уровень его технической готовности составил 99%, был установлен новый плановый срок ввода. И когда завершится это строительство — уже не ясно.
Значительное количество объектов числится в составе незавершенного строительства не только в автодорожном сообщении, но и в среде научных учреждений РАН уже многие годы. Есть и такие, первый кирпич в которые был заложен в начале 1980-х.
Судя по всему, Счетной палатой были даны самые жесткие полномочия устанавливать и пресекать нарушения в строительном секторе. Так, материалы по некачественно выполненным или вообще невыполненным работам на Северном Кавказе, выявленные в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, уже направлены в Генеральную прокуратуру.
Впрочем, подвергнутые критике Счетной палаты ведомства находят слова, чтобы оправдаться. Так, например, представитель Росавтодора заявил, что аудиторы Счетной палаты в прошлом году действительно отметили рост объемов незавершенного строительства в 1,5 раза (477,2 млрд рублей) по сравнению с 2013 годом. «По состоянию на 1 января 2015 года 207 объектов на сумму 274 млрд рублей находятся в работе как переходящие на этот год, при этом 66 объектов (на 179 млрд) фактически введены в эксплуатацию и находятся в процессе регистрации. Таким образом, 95% стоимости нашей «незавершенки» — объекты, которые еще находятся в работе или по которым работы завершены и проходят процесс регистрации. При этом реальные суммы «незавершенки», по которым необходимы решения, в том числе судебные, составляют 5%. В целом такие проблемы связаны с ненадлежащим исполнением подрядчиками своих обязательств», — отмечает представитель Росавтодора.
Николай Макеев
Источник: mk.ru