Сегодня: г.

Археологи раскрыли секреты выживания русских на Аляске

Американские археологи выясняют, как русские моряки после кораблекрушения у побережья Аляски в начале ХIХ века выживали зимой с минимумом припасов и смогли продержаться до прибытия подкрепления. Ученым удалось провести раскопки на месте их стоянки. Об этом со ссылкой на пресс-релиз Национального научного фонда сообщает издание Live Science.

Шлюп «Нева» с грузом пушнины, экипажем из 75 человек и несколькими пушками отплыл из Охотска в августе 1812 года. По данным историков, после трех месяцев путешествия и многочисленных бурь моряки наконец смогли добраться до пролива Принца Вильгельма (в Аляскинском заливе).

Хотя шторма изрядно потрепали судно, команда приняла решение плыть на восток, в сторону Ситки. Неподалеку от Крузова острова, всего за несколько километров до пункта назначения, корабль получил пробоину и пошел ко дну. 28 членов экипажа добрались до берега (15 человек погибли еще во время плавания по Тихому океану, 32 — при кораблекрушении). Большинству из тех, кто в итоге доплыл до Аляски — 26 морякам — удалось пережить суровую зиму 1813 года.

Секреты выживания русских мореплавателей ученые смогли выяснить, собрав рассказы местных индейцев — тлинкитов. Проанализировав их истории, археолог Дейв МакМэхэн (Dave McMahan) и его коллеги из США и России смогли определить точное местоположение лагеря моряков. В ходе раскопок ученые нашли многочисленные предметы обихода: листовую медь, мушкетные пули и топор.

Отмечается, что потерпевшие кораблекрушение проявили немалую смекалку, чтобы сделать из выброшенных на берег обломков нужные для выживания предметы. Они, например, изготовили крючки для ловли рыбы из кусочков меди, а пули стачивали, чтобы те могли войти в стволы мушкетов менее крупного калибра. «В целом, найденные артефакты рассказывают о возможностях импровизации в ситуации выживания», — отметил МакМэхэн. Могилы матросов археологи пока не нашли: из опасения вступить в конфликт с тлинкитами они провели лишь минимальные раскопки.

Шлюп «Нева» хорошо известен историкам: в 1803 году он был приобретен Россией в Великобритании и стал одним из двух кораблей, участвовавшем впервом русском кругосветном плавании (1803-1806 годы). Капитаном «Невы» был Юрий Лисянский. В 1804 году корабль участвовал в битве при Ситке — важнейшем событии русско-тлинкитской войны.

Пряжка Фото: Dave McMahan / Sitka Historical Society

 

Источник: lenta.ru

 
Статья прочитана 107 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору