Всего за три месяца объем вкладов Citadele banka резко сократился — почти на 100 млн. евро. Согласно данным Латвийской ассоциации коммерческих банков только за один квартал (с 1 апреля по 30 июня) банк потерял вкладов на общую сумму в 97,38 млн. евро (-4,9% от общего объема). Как раз в апреле правительство Страуюмы продало Citadele американскому фонду.
Наиболее драматично Citadele banka терял вклады предприятий: за три месяца юридические лица вывели из банка более 75 млн. евро. Если бегство вкладов сохранится на том же уровне, то через три с небольшим года в графе «Вклады предприятий» баланса Citadele banka будет стоять жирный «0».
Не помогают даже такие применяемые банком сомнительные приемы, как заигрывания с теневой экономикой. Так, в интервью «Rietumu radio» руководитель Лиепайского филиала Citadele Том Старостс заявил, что банк, выдавая кредиты частным лицам, учитывает и неофициальные доходы. «Мы предлагаем клиентам вносить такие доходы в банкоматы в течение трех месяцев после получения, и тогда мы учитываем их», — сказал он.
Впрочем, это уже головная боль не правительства Страуюмы, а новых хозяев в лице американского фонда Ripplewood.
Напомним, что в конце апреля Агентство приватизации сообщило о завершении сделки по продаже государственной доли в Citadele banka. Инвестиционная компания Ripplewood и группа из 12 международных инвесторов стали акционерами банка. За акции инвесторы заплатили 74,7 млн евро. В свою очередь Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) сохранил в своей собственности 25% акций банка. Дополнительно новые акционеры увеличили основной капитал Citadele banka на 10 млн евро. Таким образом, латвийское государство исчезло из структуры капитала латвийской банковской отрасли. Вместо него добавился неоднозначный американский капитал.
Прокуратура разберется
Банк «Citadelе» мог быть продан за более высокую цену, считает парламентская комиссия по расследованию сделки по продажи банка.
Малопонятная продажа удивила депутатов Сейма, которые создали комиссию по расследованию сделки. Как сообщил агентству ЛЕТА председатель комиссии Гунар Кутрис, государство в процессе продажи банка не ставило перед собой конкретной цели, сколько оно хочет получить.
По мнению финансовых консультантов, цена банка могла быть выше.
Комиссию не удовлетворяет результат сделки. «Покупатель диктовал свои условия, а у правительства не было других версий», — сказал Кутрис.
Он надеется, что депутаты комиссии поддержат предложение назвать фамилии конкретных людей, ответственных за этот процесс. В процессе продажи банка участвовали правительство, Министерство экономики, Агентство приватизации.
Комиссия считает, что было принято политическое решение, а не решение в интересах экономики. «Сделка не рассматривалась как составная часть единой экономической системы государства, а как продажа конкретного товара. И это, наверное, характерно для Латвии во многих случаях», — сказал Кутрис.
После этих слов прокуратура начала проверку по расследованию продажи банка «Citadele».
Источник: ru.bb.vesti.lv