Начавшийся полтора года назад конфликт в Украине и последовавшие за ним экономические санкции против России, были первым ударом по мировым финансовым рынкам. Ситуацию с греческим кризисом, основы которого были заложены много лет назад, с трудом удалось спасти. Теперь, Китай находится в эпицентре нового кризиса, со своим решением девальвировать юань, от чего затрещали валютные и фондовые рынки всего мира. Это можно описать как: «Экономика Китая чихнула – весь мир залихорадило».
Китай — это не Россия с ее постсоветской промышленностью, не Украина, где за последнее десятилетие практически остановилось все производство и не крошечная Греция, живущая в долг. Китай потребляет 50% мировой добычи цветных металлов, 70% железной руды, 50% стали и 10% нефти от общего объема мирового спроса. Вторая по величине в мире экономика после США в последние десятилетия рвалась вперед с ростом до 10 процентов в год. Теперь, когда мир половину своих запросов в товарах удовлетворяет за счет промышленности Китая, азиатский гигант снизил почти вполовину свои темпы роста.
Самый большой потребитель сырья уже создал волнения на товарном рынке. Обвал цен сильно усугубляет положение для многих экспортно-зависимых экономик, например, российской.
Замедление Китая совпало с тем временем, когда США демонстрируют признаки восстановления, приводящие к укреплению доллара. Как следствие, курс бразильской валюты обесценился на 33,9% с января 2015 года, российский рубль упал на 25%, а индийская рупия пострадала на 4,5%. Тем не менее, Китай не собирается сидеть, сложа руки, поскольку столкнулся с худшим в истории спадом. Страна построила большую экспортно-ориентированную экономику, которая дает почти 30% валового внутреннего продукта (ВВП).
Резкая девальвация китайской валюты – на целых 4%, которая всегда имела фиксированный курс по отношению к доллару США, вызывает тревогу мировой экономики, В сложных экономических условиях, девальвация юаня имеет потенциал усилить тотальные валютные войны, в которых каждая страна пытается регулировать свою валюту, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке экспорта. Нельзя исключать и постепенное снижение китайской валюты, считают аналитики Форекс. Китай может так же использовать другие инструменты, такие, как экспортные стимулы, налоговые льготы и низкие процентные ставки, чтобы оставаться конкурентоспособным на международном рынке.
Существует еще одна опасность для развивающихся рынков, включая Россию — ожидаемое повышение процентной ставки в США. Крупнейшая в мире экономика снизила краткосрочные ставки почти до нулевого уровня после финансового кризиса 2008, чтобы «накачать» спрос в экономике. Краткосрочные ставки снизились с 5,25% в сентябре 2007 г. до 0,25% в декабре 2008 года. Это было дополнением программы покупки облигаций, или количественного смягчения (QE), которая влила ощутимые $3 трлн. в экономику США. Согласно данным Международного валютного фонда (МВФ), развивающиеся рынки получили $4,5 трлн. валовых потоков капитала между 2009 и 2012 годами. Теперь может начаться обратный процесс.
Отток долларов из развивающихся рынков будет иметь далеко идущие последствия для их валют, которые могут рухнуть из-за массового бегства инвесторов. Особенно пострадают страны, экономики которых ориентированы на экспорт сырья.
Сергей Кузнецов
Источник: ftimes.ru