Экспедиции ученых, добыча полезных ископаемых и военные учения в Арктике участились, но их реальная цель не ясна, полагают эксперты.
Россия активно заявляет о своем праве на Арктику. Постановления правительства РФ и деятельность министерств формируют картину российского будущего арктической зоны, в которой может не остаться места конкурентам — Дании, Норвегии, США и Канаде. “Блокнот” изучил недавние инициативы российской власти в этом регионе и попытался разобраться, является ли Арктика этапом новой геополитической борьбы.
Национальные интересы России
Российские инициативы в Арктике направлены на исследовательские, образовательные и экономические задачи, но в постановлениях, так или иначе, отмечаются их политические и военные перспективы.
Так, 8 мая из федерального бюджета России было выделено 205 млн руб. на возобновление экспедиционных исследований в Арктике. По заявлению Министерства природы, исследования будут способствовать “стабилизации и развитию деятельности России в Мировом океане, в том числе в связи с потребностями растущего природопользования в Арктике и охраны ее окружающей среды”. В арктической зоне вновь началась эксплуатация дрейфующей станции «Северный полюс» (построенной в 1937-м и закрытой в 2013 году). Станция располагается в районе географического Северного полюса, вблизи ледового лагеря Русского географического общества. По официальным данным, на ней работают 16 ученых.
В последнее время в Арктике произошли серьезные климатические изменения, из-за которых поиск крепкой льдины для дрейфующей станции в теплый сезон затрудняется. Если станция не является круглогодичной, то она квалифицируется в ледовый лагерь (базу) и может работать лишь несколько месяцев.
14 марта была создана госкомиссия по вопросам развития Арктики под председательством первого вице-премьера России Дмитрия Рогозина. Орган должен стать своеобразным центром управления, согласовывающим действия федеральной, региональной властей и других госорганов и организаций в решении социально-экономических задач арктической зоны РФ, в том числе обеспечении национальной безопасности. Однако о деятельности госкомиссии ничего не известно с момента ее первого заседания 10 июля.
В июле правительство утвердило комплексный проект развития Северного морского пути. Помимо безопасного завоза грузов в субъекты федерации с северной стороны, путь обеспечивает безопасное плавание кораблей и судов ВМФ и должен повысить надёжность перевозок углеводородного сырья с мест добычи, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе РФ. Подробности проекта не известны – в постановлении сказано, что он содержит сведения ограниченного доступа.
3 августа Россия внесла в Комиссию по границам континентального шельфа доработанную заявку о расширении своей арктической границы. Минприроды оспаривает хребты Ломоносова и Менделеева, полагая, что они являются геологическим продолжением Сибирской континентальной платформы. В таком случае участки в центральной части Северного Ледовитого океана, Баренцева и Берингова морей подпадут под российскую юрисдикцию. Рассмотреть заявку комиссия планирует весной 2016 года.
В августе правительство также объявило о создании филиала аэропорта Тикси, присоединяющегося к федеральному казенному предприятию “Аэропорты Севера”. Тикси – самый северный поселок в Якутии, находящийся рядом с морем Лаптевых, в стратегически важном районе Арктики. Аэропорт должен стать транспортным узлом для работы Севморпути и обеспечить обороноспособность страны в арктическом регионе, а также сможет принимать гражданские и грузовые самолеты, не имеющие альтернативных зон для посадки.
26 августа была утверждена программа Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова на 2010–2020 годы, находящегося в Архангельске. Общий объем финансирования вуза на эти годы составит почти 9 млн руб. Студенты САФУ (их число достигло 26 тыс. человек в 2010-2011 гг.) распределяются, согласно новой программе, по таким направлениям: «Судостроение и морская арктическая техника», «Комплексная безопасность в Арктике», «Добыча и переработка природных ресурсов Арктической зоны», «Сопровождение Северного морского пути», «Человек в Арктике».
3 сентября в границы порта Сабетта были включены четыре земельных участка и участок акватории. На них строится арктический терминал круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения.
В сентябре на острове Котельный пройдут учения первой сформированной мотострелковой арктической бригады. О вхождении трех таковых в группировку войск в Арктике в 2015-2016 гг. осенью прошлого года сообщал главком Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Олег Салюков. Однако официального сообщения о создании бригад нет. Известно, что в арктическую бригаду планируется ввести подразделения ВДВ. Подобные формирования уже созданы в США и Канаде. Предполагается, что российские бригады будут контролировать границы российской части Арктики вблизи войск НАТО.
10 сентября министр образования и науки Дмитрий Ливанов поддержал инициативу губернатора Мурманской области Марины Ковтун о создании Мурманского арктического государственного университета. Предполагается, что в МАГУ будут работать более 600 преподавателей и учиться 12 тыс. студентов. А 20 направлений подготовки высшего образования, по заявлению на сайте Минобразования, позволит “охватить практически весь спектр подготовки кадров, необходимых для реализации арктических проектов”.
Наконец, 7 и 8 октября в Омске пройдет Всероссийская выставка высоких технологий для освоения Арктики. Об участии в ней заявили уже 10 иностранных государств (в том числе Белоруссия, Казахстан, Индия, Ирак, Мозамбик), а также российские госкомпании (ОАО «ГМК «Норильский никель», «Роснано», «Газпром»).
Западные сомнения
Частота и потенциал российских инициатив в арктической зоне беспокоят США. Американские военные и политические эксперты не раз заявляли о сильном отставании от России, Канады и Норвегии в освоении Арктики. 2 сентября администрация Обамы разработала предложение по ускорению спуска на воду строящегося ледокола и строительству новых кораблей к 2020 году. В ближайшее время документ будет внесен на рассмотрение в Конгресс. Свои действия США объясняет желанием догнать Россию. В настоящий момент наша страна располагает в арктическом регионе 40 судами различных типов и планирует построить еще 11, тогда как Америка – пятью, в том числе двумя ледоколами.
США имеет две государственные программы: Национальную стратегию в Арктическом регионе, принятую в мае 2013-го, и Арктический план исследований, принятый в феврале 2013-го и рассчитанный на четыре года. Обе программы включают мирные инициативы, направленные на изучение экосистемы региона, климатических изменений и выживаемости человека в условиях крайне низких температур. Других официальных документов на сайтах профильных ведомств ИА «Блокнот» найдено не было.
По сообщению газеты Los Angeles Times, чуть более чем за год 16 американских разведывательных ведомств США сформировали штат аналитиков для полноценной работы по арктическому региону. Офис директора Национальной разведки США также создал комитет, через который эксперты будут обмениваться результатами исследований. LA Times утверждает, что такую активность в этом направлении разведка США не вела со времен окончания холодной войны. О своих опасениях по поводу сокращения военного потенциала на Аляске высказал Обаме и губернатор Аляски Билл Уокер в сентябре. По его мнению, у Вооруженных сил РФ сейчас происходит самый большой рост со времен холодной войны.
Канадские власти провели модернизацию своего прослушивающего поста на острове Элсмир, расположенного в 800 км от Северного полюса, и будет делиться данными с Вашингтоном.
В свою очередь, Норвегия не видит для безопасности своей страны никакой прямой угрозы в Арктике. Об этом заявил в сентябре замминистра обороны скандинавского королевства Эйстейн Бё. По его мнению, все страны, и Россия в том числе, заинтересованы в том, чтобы Арктика оставалась регионом стабильности, международного сотрудничества и прозрачности. Дания стремится разрабатывать исключительно свои нефтегазовые месторождения, взаимодействуя с Гренландией.
О том, что к арктической зоне проявляет интерес КНР, заявлял врио губернатора Архангельской области Игорь Орлов. Одной из причин частых визитов делегаций из КНР в его регион он назвал доступ к арктическим проектам, которые китайские инвесторы отмечают как одни из наиболее перспективных.
Россия сейчас является лидером по количеству инициатив в Арктике, считают собеседники ИА “Блокнот”. По мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, наибольшее внимание российские ведомства уделяют экономическим и исследовательским инициативам. На вопрос, может ли конкуренция стран по этим направлениям привести к военным конфликтам, он ответил отрицательно:
— Россией осваивается собственная экономическая территория, военного противостояния в Арктике быть не может, — уверен Храмчихин.
При этом он добавил, что ВС Канады, Норвегии и Дании в силу слабости военного потенциала, сократившегося после окончания холодной войны, не способны осуществить какое-либо серьезное военное воздействие на Россию и ее акватории.
Исследование Арктики российскими учеными ведется, но не в таком объеме, как в СССР – безоговорочного лидера в освоении этой зоны, считает начальник Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ Росгидромета Владимир Соколов. Он также отметил, что в последнее время выросла активность частных компаний в разведке ископаемых на шельфе. Тем не менее она еще далека от показателей добычи Норвегии, Великобритании и Канады.
Наибольшую активность проявляет Министерство обороны. По словам Соколова, с прошлого года ведомство активно приступило к восстановлению брошенных в Арктике баз и созданию новой инфраструктуры.
— В военной сфере они прилагают максимум усилий – это правильная и нужная для государства деятельность. Ранее наша часть Арктики была оголена – не было систем ПВО, одни пограничники. Мы знаем, что сейчас идет строительство военных городков, баз, аэродромов, формируются и проводятся военные учения десантников, моряков, арктических бригад, — рассказал Соколов.
Он подчеркнул, что восстановление военного потенциала в Арктике – длительный процесс. Однако в мировом масштабе российские действия вызовут ответную реакцию – флоты тех стран, которые заинтересованы в Арктике, начнут передислокацию своих войск в тот же регион, уверен эксперт.
Военную деятельность России и ее профильных войск расценивает как позитивную независимый эксперт в области международных отношений Александр Григоренко.
— Специфика арктических бригад в том, что они приспособлены и оснащены для ведения боевых действий в условиях низких температур. По причине отличного от США и Канады географического положения российские арктические войска в перспективе окажутся более боеспособными, чем военные формирования двух других стран, — говорит он.
По мнению Григоренко, американское волнение по поводу своего отставания в этом регионе «логично».
— Соединенные Штаты, сосредоточившись на Североатлантическом партнерстве и Ближнем Востоке после развала СССР, отдали инициативу в Тихоокеанском регионе, но вовремя спохватились. С Арктикой так не получается, чувствуется существенное отставание от других арктических держав во флоте и исследованиях. Арктический регион важен для национальной безопасности Америки, а значит лидерство России может привести к новому витку напряженности между РФ и НАТО, — объясняет эксперт.
Таким образом, признав Арктику стратегически важным регионом и перенаправив средства, Россия может стать одной из лидирующих стран в Арктике.
— Экономическую выгоду от массового присутствия в Арктике еще предстоит оценить, однако уже понятно, руководство России на этом направлении сыграло на опережение и имеет наилучшую базу для достижения успеха, — подытоживает Александр Григоренко.
Анастасия Новак
Источник: bloknot.ru