Сегодня: г.

Как устроен американский авианосец USS

В Америке музеи не такие, как у нас. Если уж там решили что-то показать широкой публике, то делают это как следует — без огромного количества табличек «руками не трогать» и «за линию не заходить». Не стал исключением и плавучий музей-авианосец USS Hornet, где можно запросто сходить в гальюн и посидеть в кресле капитана.

Кремниевая долина США — место, где расположены штаб-квартиры самых известных мировых хай-тек-компаний, где рождаются идеи, которые меняют окружающий нас мир, где работают профессионалы мирового уровня, в том числе белорусы.

Корреспондент TUT.BY отправился в солнечный американский штат Калифорния, чтобы узнать всю правду о том, как живут и работают наши соотечественники в Google, Apple, Oracle, LinkedIn и других компаниях, как они оказались в Кремниевой долине и не собираются ли возвращаться обратно.

Кроме того, в рамках проекта мы расскажем о крупнейших университетах долины — Стэнфорде и Беркли, зайдем на списанный авианосец USS Hornet, в музеи NASA, военной авиации, компьютерной истории и знаменитый Exploratorium.

Каждую неделю на 42.TUT.BY и на карте путешествий будет появляться новый материал. Следите за обновлениями и … Welcome to Silicon Valley!

20 долларов — и авианосец в твоем распоряжении

Находится USS Hornet на пристани Аламеды, города на побережье залива Сан-Франциско.

USS Hornet («Хорнет», рус. шершень) — американский авианосец класса «Эссекс», действовавший в составе Военно-морских сил США в период Второй мировой войны. Изначально корабль получил имя Kearsarge, однако еще в ходе постройки был переименован в Hornet в честь авианосца USS Hornet, погибшего в бою у островов Санта-Крус.

USS Hornet вступил в строй 29 ноября 1943 года. Участвовал в боевых действиях против Японии на Тихоокеанском театре военных действий, получив 7 боевых звезд. Его самолеты участвовали в потоплении японского линкора «Ямато».

Позже USS Hornet несколько раз модернизировался. Последний раз это произошло в 1965 году. Затем корабль принял участие в войне во Вьетнаме, а позже, в мае 1969 года, занимался патрулированием у берегов Кореи.

Вернувшись в США, USS Hornet 24 июля 1969 года осуществил поиск и доставку на землю экипажа «Аполлон-11», совершившего исторический полет: Нила Армстронга, Эдвина Олдрина и Майкла Коллинза.

В 1970 году авианосец выведен из боевого состава флота, а в конце 80-х исключен из регистра ВМФ. Позже USS Hornet был превращен в плавучий музей — с 17 октября 1998 года на него может попасть любой желающий.

В выходной день людей в музее немного — огромная стоянка неподалеку, размером со стадион, пустует. Тем не менее к авианосцу я пошел только после того, как убедился, что парковка бесплатная (пожилой американец был очень удивлен моему вопросу). После полученного в Беркли штрафа (читайте предыдущий репортаж из Кремниевой долины) такой вопрос я на «всякий пожарный» задавал абсолютно везде.

Путь на авианосец лежал через узкий проход, окаймленный металлическим ограждением и колючей проволокой.

По музею вовсе необязательно ходить одному. Группы, сопровождаемые экскурсоводами, набираются постоянно. Здесь и совсем старички, и дети, которых привезли родители. Обычная цена за вход — 20 долларов. Для детей, студентов и пожилых людей предусмотрена скидка 5−10 долларов.

На внутренней палубе, где расположен вход, развернута торговля сувенирами. Кроме того, можно перекусить в ожидании начала экскурсии, которые стартуют каждый час.

Если вы не желаете ходить с группой, для вас открыто примерно 70% помещений авианосца. Выдаются наушники с плеером, возле ключевых мест есть метки с цифрами — вводите на плеере цифру и слушаете (на английском, испанском или китайском). Но с гидом все равно лучше — мало того что можно попасть в дополнительные помещения, так еще и истории интересные.

А можно попробовать оба варианта: сначала побродить отдельно, обнаружив кучу интересных мест, а затем присоединиться к группе — что я и сделал. Выгонять вас до завершения рабочего дня (17 часов) никто не будет, а учитывая огромное количество укромных местечек на плавучем музее, здесь наверняка можно и переночевать.

Почти все доступно для посетителей

USS Hornet отлично сохранился, но не только из-за бережного к нему отношения. Путешествуя по внутренним помещениям, я встретил маляра, который заботливо что-то подкрашивал. В других помещениях тоже иногда чувствовался запах краски.

Почти все доступно для посетителей — вы можете сходить в гальюн (туалет, который, к сожалению, переоборудовали для соответствия гражданским нормам), поваляться на кровати матроса, посидеть за столом в кают-компании. Такой вот музей.



Кроме кают, столовых и внутренних палуб, открыты и другие, более интересные помещения. Например, зал, в котором размещается резервный дизельный генератор.

Рядом с огромной машиной находятся трехъярусные койки дежурной смены и большой черный телефон для связи с капитанским мостиком. Картину воображение рисует очень быстро, этому не мешают даже современные разъясняющие плакаты, периодически встречающиеся на USS Hornet.


А вообще внутренние помещения напомнили мне кадры из фильмов про субмарины. Узкие проходы, накрепко закрывающиеся при помощи массивных дверей, тесные каютки и служебные помещения без намека на окна или хотя бы на яркое освещение. Атмосфера по-настоящему напряженная, военная.

Верхняя палуба, на которую когда-то приземлялись самолеты, — это самое оживленное место на корабле. Военные в парадной форме проводят занятие с детьми (эдакие американские суворовцы), кто-то ходит вместе с экскурсоводом, кто-то рассматривает самолеты, поднятые на палубу, самостоятельно.

Разумеется, что B-2 и F-35 вы там не увидите — здесь более старые образцы, но они, по заверению персонала, вполне рабочие. Заправить, подкачать шины — и в небо.

Технические характеристики USS Hornet

Корабль мог развивать скорость до 61 км/ч и размещать до 103 самолетов. Во время Второй мировой войны на его борту находилось до 3100 человек (включая летчиков). Полное водоизмещение авианосца — 34 881 тонна, а длина составляет 266 м.

«Нагрузки такие, что глазное яблоко сжимается и ничего не видно»

На верхней палубе начинается экскурсия, которую проводит бывший летчик ВВС США, в свое время взлетавший и садившийся на USS Hornet — лейтенант Аллан Кэртрайт. Вообще, все, кто проводит здесь экскурсии, — бывшие летчики. Они ходят в кожаных куртках с нашитыми званиями и именами, а также в светлых брюках с ремнями ВВС.

Аллан немало полетал на Douglas A-4 Skyhawk — легком палубном штурмовике, который широко применялся во время вьетнамской войны. Были в его жизни и другие самолеты, но с особой теплотой он отзывался именно об этом.

Douglas A-4 Skyhawk. Фото: Wikimedia

Первым делом старый летчик показал основные элементы верхней палубы корабля.

Боеприпасы и самолеты поднимаются наверх при помощи специальных лифтов (самолеты необязательно должны находиться на палубе).



Готовящийся ко взлету самолет удерживают тросами. Летчик запускает двигатели на полную мощность, дает отмашку о готовности, оператор отпускает удерживающее приспособление, и самолет, почти как из рогатки, запускается в небо.

Аллан рассказал, что в этот момент нагрузки на пилота такие большие, что глазное яблоко сжимается и тот практически вообще ничего не видит: «Вжимаешься в это сиденье, ждешь отрыва, штурвал на себя, и только потом понимаешь, где ты».

Чтобы не пострадали люди за самолетом, сзади взлетающего аэроплана выдвигается специальная решетка, которая «перенаправляет» горячий воздух вверх и в сторону.

Ловушки для самолетов

В посадке пилоту помогает специальное световое табло сбоку от полосы, полезное ночью. Желтый цвет показывает допустимое отклонение, красный — опасность. Если пилот видит красный цвет (летит ниже палубы), он должен подняться и уйти на второй круг.

Во время посадки затормозить самолету помогают натянутые стальные тросы (он цепляется за них специальным приспособлением). На USS Hornet их 4.

«Если вылетите идеально, то зацепитесь за первый, но у меня, как и у большинства пилотов, получалось в основном за третий. Именно поэтому он был самый изношенный, и его приходилось часто менять», — рассказал старый летчик. А вообще эти «ловушки» изнашиваются и меняются после 100 зацепов.

Для более крупных самолетов, которые невозможно затормозить тросами, на USS Hornet существует дополнительная сетка. Самолет в прямом смысле запутывается в паутине и гасит тем самым свою скорость.

На палубе работает несколько команд, каждая из которых имеет свой цвет одежды. «Фиолетовые», или «виноградинки», отвечают за заправку, «синие» переговариваются с пилотами и отвечают за подъем самолетов и технику на верхней палубе, «зеленые» ответственны за механизмы катапультирования и торможения самолетов, «красные» — за боезапас и действия в чрезвычайных ситуациях. Порядок действий каждой из команд строго регламентирован, так что лишней суеты на палубе никогда нет.

«Летает этот шланг перед лицом, а ты никак подстроиться под него не можешь»

Мы поднимаемся наверх, в центр управления полетами. Авианосец старый, а потому ни о каких хай-тек-приспособлениях речь здесь не идет. Самой современной техникой является небольшой телевизор, на который транслируется посадка самолетов — соответствующие камеры установлены на самой башне.



Здесь также следят за скоростью ветра, причем интересует не общепринятое направление ветра, а то, куда он дует относительно авианосца. Текущий ветер демонстрируется садящимся пилотам при помощи огромной стрелки на стекле навигационного модуля корабля. Вот такая раньше была система уведомлений.

Старый пилот рассказал и о том, как происходит дозаправка в воздухе. По его словам, это «то еще удовольствие», особенно в начале, когда нет соответствующего опыта: «летает этот шланг перед лицом, а ты никак подстроиться под него не можешь».

Но после нескольких дозаправок процесс уже не кажется таким сложным. Аллан продемонстрировал фотографии, сделанные им во время дозаправки:

Капитанский мостик

Неподалеку расположена штурманская рубка и капитанский мостик. Капитан во время маневров должен находиться в центре событий. Именно поэтому прямо на мостике у него есть дополнительная каюта с койкой, небольшим телевизором, письменным столом, душем и туалетом.

 

Даже если повреждены все основные виды коммуникаций, капитан может отдать приказ машинному отделению через специальную трубу, идущую напрямую в отсек. Интересная деталь: все современные приборы на корабле продублированы старинными, но максимально надежными.

На капитанском кресле можно посидеть, мне оно даже показалось вполне удобным. Однако, как сказал один американец из группы, он «не хотел бы работать на нем 18 часов в день».

Авианосец, встречавший первую экспедицию с Луны

24 июля 1969 года USS Hornet осуществил поиск и доставку на землю экипажа космического корабля «Аполлон-11», возглавляемого Нилом Армстронгом. Этому уделено большое внимание в плавучем музее.

То здесь, то там можно встретить старые фотографии, связанные со знаменательным событием. Например, на этой показан экипаж, заснувший во время ожидания спуска астронавтов.

На одной из внутренних палуб выставлена капсула CM-011A, которая в 1966 году использовалась для тестирования космических спусков (без людей), а также карантинный модуль, в котором жили астронавты более поздней миссии — «Аполлон-14» — после приземления.

Американцы боялись, что на Луне астронавты могли схватить какую-то болезнь, и потому все участники миссий с «Аполлон-11» по «Аполлон-14» после высадки с вертолета направлялись в капсулу, где жили в течение 10 дней вместе с врачом и техническим специалистом. В модуле есть спальные места, кухня, ванная комната, туалет и даже кают-компания.

Не верьте байкам летчиков и американским продавцам

В конце экскурсии Аллан попросил не верить «всем тем байкам, которые рассказывают бывшие летчики в барах». «Я сам во время таких посиделок люблю приукрасить», — засмеялся старый пилот и ушел встречать следующую группу.

Дмитрий Смирнов

Источник: 42.tut.by

 
Статья прочитана 124 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору