Чего ожидать от юбилейной сессии ООН.
Во вторник, 15 сентября, открывается юбилейная 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Чиновники и политики любят круглые цифры, и на нынешней Ассамблее ожидается большое количество глав государств. Планирует выступить и Владимир Путин: речь российского лидера намечена на 28 сентября. Как правило, на открытиях сессий обозначаются основные тенденции и делаются громкие заявления, ценность которых становится очевидна лишь спустя некоторое время. «Лента.ру» изучила повестку юбилейного саммита и выяснила, какие вопросы в первую очередь волнуют мировое сообщество. Магия цифр
Открытия юбилейных сессий ООН, как правило, собирают особо представительные делегации: международные чиновники и политики, как и простые смертные, ценят символизм круглых дат и стараются приурочить к ним громкие декларации и заявления. Многие мировые лидеры игнорируют обычные сессии, зато присутствуют на юбилейных: Владимир Путин, к примеру, выступал с трибуны Генассамблеи ровно десять лет назад — на 60-летии ООН.
Но прежде чем начнутся основные прения, с 25 по 27 сентября пройдет Саммит устойчивого развития, на котором генеральный секретарь расскажет, как выполняется программа с красивым названием «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ). Этот документ был принят на основе резолюции Саммита тысячелетия 2000 года. Тогда представители 193 государств-членов ООН и полутора десятков международных организаций сформулировали цели, которых обязались достичь к 2015 году. Пришла пора отчитываться.
Нерадостный итог
Итоги, прямо скажем, не впечатляют. Очевиден общий провал почти по всем направлениям: не удалось ликвидировать абсолютную бедность и голод, обеспечить детям во всем мире начальное образование, уничтожить гендерное неравноправие в образовательной системе, сократить на две трети детскую смертность, остановить распространение СПИДа и так далее.
Причем еще в 2000 году особых иллюзий по поводу реализуемости плана никто не испытывал. Однако составители документа полагали, что чудовищно завышенная планка ожиданий заставит многие страны хотя бы пытаться приблизиться к намеченным целям. Разумеется, тогда было сложно предположить, что через год рухнут башни-близнецы, США вторгнутся в Афганистан, а потом и в Ирак, и что в мире грянет мировой экономический кризис. Однако надеяться на то, что развитие все эти годы будет идти по восходящей и без серьезных потрясений, было наивно. В итоге основных успехов на пути к светлому будущему достигли страны БРИКС, в то время как прогресс большинства африканских государств к югу от Сахары находится в рамках статистической погрешности.
Тем не менее резких оценок ожидать не стоит. Еще год назад был выпущен доклад ОЭСР, в котором признавалось, что целей достичь не удастся, но говорилось, что «стремление к продолжению реформ» остается, а страны «достигли прогресса в критических обязательствах». Это означает, что реализация ЦРТ откладывается на неопределенный срок. Вместо них будет принят новый список целей — неясно, насколько реализуемый, — а также бюджет ООН.
Сергей Лавров и Пан Ги Мун Фото: Денис Синяков / Reuters С пистолетом и ботинком
Но уже 28 сентября, после ежегодного доклада Пан Ги Муна о работе организации, начнутся серьезные прения, которые будут идти до 3 октября.
По устоявшейся традиции, первым выступит президент Бразилии, за ним — Барак Обама как глава страны, на территории которой располагается штаб-квартира ООН. Потом запланированы речи лидеров Польши, Китая и Иордании. Владимир Путин в списке шестой — перед представителями Южной Кореи и Ирана. Все еще, впрочем, может измениться: иногда список выступающих корректируется в последний день.
Выступление лидера с трибуны Генассамблеи — вещь достаточно знаковая. Как правило, политик говорит о том, что волнует его государство, и предлагает варианты решения тех или иных глобальных проблем. В целом трибуна Генассамблеи — лучшее место, откуда глава государства может сообщить важное миру.
Никита Хрущев на трибуне Генассамблеи Фото: AP
Вошли в историю выступления Никиты Хрущева и Фиделя Кастро, обличавших с трибуны американский империализм (правда, вопреки распространенному заблуждению, ботинком Никита Сергеевич во время речи не стучал). С трибуны Генассамблеи начал путь в большую политику Ясир Арафат, когда в 1974 году, не будучи государственным лидером, впервые обратился к членам Генассамблеи: его образ в шемаге, солнцезащитных очках, с пистолетной кобурой на боку и с оливковой ветвью в руке стал символом палестинской борьбы за признание. Из относительно недавних выступлений можно вспомнить пламенные речи Уго Чавеса и Махмуда Ахмадинежада, первый из которых именовал Буша «дьяволом» и «тираном», а второй клеймил сионизм и его пособников.
Вряд ли стоит ожидать такого накала от начинающейся сессии, хотя очевидно, что яркие выступления будут. Одним из них может стать речь российского президента: на днях Сергей Лавров обозначил основные ее пункты — борьба с терроризмом, ситуация на Украине, снятие санкций. Впрочем, судя по повестке дня, присутствующих лидеров интересует в основном первый вопрос.
Рутина конфликтов
Повестка сессии, опубликованная на сайте организации, очевидно показывает, что мировому сообществу достаточно безразличны и санкции, и Украина. Аргентину беспокоит вопрос о статусе Мальвинских (Фолклендских) островов, где никакого конфликта в ближайшее время не предвидится. Куба привычно недовольна блокадой; Азербайджан — ситуацией с Нагорным Карабахом, Коморы — статусом острова Майотта. Можно гарантировать, что с подачи Египта снова примут резолюцию о создании на Ближнем Востоке безъядерной зоны (это происходит год за годом последние сорок лет), и в очередной раз призовут Израиль присоединиться к договору о нераспространении.
Муаммар Каддафи обращается с речью Фото: Mike Segar / Reuters
Единственный пункт повестки дня, который хоть как-то касается ситуации на Украине, — «Затянувшиеся конфликты на пространстве ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия — прим. «Ленты.ру») и их последствия для международного мира, безопасности и развития». Для сравнения: израильско-палестинскому вопросу, уже давно сидящему в печенках у мирового сообщества, посвящено шесть тем, в той или иной форме затрагивающие агрессию Израиля против Палестины. Но основное внимание приковано к Африке и вопросу о контроле над вооружениями, а также борьбе с терроризмом в мире вообще и на Ближнем Востоке в частности: эту тему педалирует Россия, которая сейчас возглавляет Совбез ООН.
В общем, от этой сессии вряд ли стоит ожидать прорывных решений. Определенную интригу могли бы создать дискуссии о давно назревшей реформе Совета Безопасности, однако лидер одного из главных проводников этой идеи — Индии — на Генассамблею приедет, но выступать на ней не будет. Тем не менее недооценивать итоги первых дней тоже не стоит: в выступлениях ведущих мировых лидеров прозвучат их оценки ситуации и планы на будущее. Но беседы о главном будут вестись в кулуарах и за закрытыми дверьми, и чем закончатся эти разговоры — станет очевидно из повестки дня Совбеза ООН уже в ближайший месяц.
Алексей Куприянов
Источник: lenta.ru