На практике реализация подобных планов может столкнуться с труднопреодолимыми препятствиями.
В последнее время все чаще и чаще озвучивается идея, что Россия должна непременно вмешаться в военный конфликт на Ближнем Востоке. Якобы Кремль готов выйти к своим западным партнерам с некими новыми инициативами. В частности, Москва, у которой в отличие от Вашингтона нет противодействия со стороны общественного мнения и конгресса, может взять на себя уничтожение вооруженных формирований и инфраструктуры ИГИЛ.
При этом некоторыми экспертами высказывается мнение, что в этой связи Россия сформирует новую военную коалицию против исламистов, снабдит ее средствами разведки, авиацией и обеспечит стратегическое командование. Считается, что в качестве ударной силы для наземных операций могут быть использованы армейские подразделения Ирана. И якобы взамен Россия потребует уступок по украинскому вопросу, сворачивания режима санкций и возвращения страны в клуб западных держав, сражающихся с глобальными угрозами, такими как терроризм. Высказывалось предположение, что именно с таким пакетом предложений президент России может отправиться в Нью-Йорк.
Эксперты подчеркивают, что если этот план окажется успешным хотя бы отчасти, российские власти получат все, о чем они только могли мечтать. Нормализацию отношений с Западом, перспективу переговоров о статусе Крыма. И одновременно демонстрацию силы России в мире. Типа в отличие от нерешительных западных демократий Москва способна атаковать террористов даже на Ближнем Востоке. Гордость за страну вытянет рейтинг поддержки президента на новые высоты.
А для начала надо непременно вмешаться в сирийский конфликт на стороне Башара Асада. Вот такого рода мнения и оценки высказываются некоторыми представителями отечественного экспертного сообщества. Договоримся сразу — в ходе дальнейшего обсуждения сразу выведем за его рамки политическую сторону этого вопроса. Сосредоточимся на военно-технических проблемах, связанных с выдвижением предложений и гипотез подобного рода.
В частности, не так давно было высказано мнение, что для участия в возможной международной коалиции России не нужно будет размещать свою авиацию в Сирии. Эксперты предполагают, что у Москвы есть авиационные средства, которые позволяют с российской территории доставать все районы, контролируемые ИГИЛ, — это и Ту-22М3, и Ту-160М.
Указанные самолеты, по оценке экспертов, обладают высокоточными авиационными средствами поражения и вопрос прежде всего в разведывательном обеспечении таких воздушных операций, чтобы удары наносились по важным целям и не было сопутствующего ущерба, такого, как гибель мирных жителей и разрушение инфраструктуры. Гипотетически, подчеркивают эксперты, Москва может таким образом участвовать в конфликте и напоминают, что соответствующий опыт имеется. К примеру, в 80-х годах во время операции в Афганистане с баз центральной России Ту-22М3 бомбили цели моджахедов. Никаких проблем не было доставить необходимый боезапас на столь дальние расстояния.
Разберем, насколько реальны подобные предложения.
Сразу вычеркнем один неправильный тезис из рассуждений экспертов — «с баз в центральной России». На самом деле бомбардировщики дальней авиации летали бомбить Афганистан с аэродромного узла близ города Мары (с территории современной Туркмении).
Теперь непосредственно несколько слов о возможных исполнителях этого замысла — бомбардировщиках Ту-160 и Ту-22М3.
Вначале оценим Ту-160. Изначально самолет строился исключительно как ракетоносец — носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями. Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55СМ предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными запрограммированными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Ракеты размещаются на двух барабанных пусковых установках МКУ-6-5У по шесть штук в двух грузовых отсеках самолета. Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15С (24 ракеты, по 12 на каждой МКУ). В составе российских ВВС насчитывается всего 16 Ту-160. Они входят в состав 121-го гв. тбап 22-й гв. тбад (аэродром постоянного базирования — Энгельс).
Однако с ракетами Х-55СМ и Х-15С со специальными боевыми частями против ИГИЛ не повоюешь. Ту-160 после соответствующего переоборудования может оснащаться свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг). По одним оценкам, два бомбардировщика в составе российских ВВС уже приспособлены под обычные средства поражения. По другим оценкам, в составе отечественной ДА имеются даже три такие машины.
Теперь что касается высокоточного оружия для Ту-160. В перспективе вооружение бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения Х-555 и Х-101. Такие ракеты сегодня имеются в единичных опытных экземплярах. Но оперативного значения количество этого типа вооружения пока не имеет.
Сколько из 16 бомбардировщиков Ту-160 сегодня исправны и готовы к выполнению задач по предназначению, сказать трудно. Москва для борьбы с ИГИЛ в самом лучшем случае может выставить только три бомбардировщика Ту-160 с бомбами свободного падения. Это означает, что «Белый лебедь» с высоты 10-11 тысяч метров будет налево и направо сыпать бомбами типа ОФАБ-500 с промахом в полтора-два километра. Теперь надо учесть, что никакой линии боевого соприкосновения в районах, контролируемых ИГИЛ, нет. Мятежники хаотически перемещаются на автотачанках по своему царству взад-вперед. Где мирное население, где инсургенты — разобрать без точных данных разведки практически невозможно.
Поэтому наши Ту-160 бомбить будут в любом случае вслепую. Не приходится сомневаться, что при этих обстоятельствах большинство ударов придется на цели, весьма далекие от ИГИЛ. Есть и еще один нюанс. Западные партнеры даже при самых союзнических отношениях и обязательствах внутри гипотетической коалиции непременно постараются один-два абсолютно беззащитных на маршруте полета Ту-160 сбить, списав это злодейство на мятежников-отпускников, которые прибыли в район боевых действий на самоходных огневых установках типа «Бук».
Теперь о Ту-22М3. На оснащении российских ВВС в настоящее время находится около 40 бомбардировщиков этого типа. Сколько из них исправных — сказать трудно. В целом эта машина мало приспособлена для бомбардировок наземных целей, ибо изначально самолет задумывался для нанесения ударов тремя ракетами типа Х-22 по авианосным ударным группам вероятного противника. Также Ту-22М3 планировалось использовать для поражения наземных целей с заранее известными (запрограммированными) координатами ракетами типа Х-15С со специальной боевой частью. Самолет может выполнять прицельное бомбометание свободнопадающими неуправляемыми боеприпасами (максимальная бомбовая нагрузка — 24 000 кг). Однако этот режим для него никогда не считался основным. С подобной нагрузкой (24 т) Ту-22М3 имеет весьма небольшой радиус боевого применения — всего около 800 километров. В частности, если использовать бомбардировщик с взлетно-посадочных полос Симферопольского аэродромного узла, то в подобном варианте боевой загрузки он долетит разве что до южных районов Турции. Если Ту-22М3 будет перебазирован на аэродром Моздок, машина «достанет» только до самых северных регионов Ирака. Не дотянется даже до Мосула и его окрестностей.
Никакого высокоточного оружия, специально предназначенного для этого типа самолетов, нет. Ту-22М3, разумеется, может выполнить бомбометание корректируемыми боеприпасами типа КАБ-500 и КАБ-1500, но для этого потребуются хорошо подготовленные пилоты. Сколько их в наличии — сказать трудно. По всей видимости, единицы. Да и бомб подобного типа (КАБ-500 и КАБ-1500) припасено на складах очень немного. Еще раз повторим: запасы подобного типа вооружения сегодня в ВВС оперативного значения не имеют. Поэтому придется «сыпать» обычными ОФАБ-500.
Кроме того, авиационных частей, оснащенных бомбардировщиками Ту-22М3, на южных границах России нет. Значит, боевые машины придется перебрасывать на тот же аэродром Моздок из других регионов страны. Соответственно перевозить необходимые авиационные средства поражения и топливо (а это десятки тысяч тонн), передислоцировать необходимое оборудование для обслуживания боевых машин и специалистов. Если сесть с калькулятором и подсчитать, во что это все выльется, то, уверяю вас, мало не покажется.
Итожим. Никакого массированного удара с помощью Ту-160 и Ту-22М3 нам организовать не удастся. В лучшем случае это будет выглядеть так: в отношении Ту-160 — одиночные полеты, Ту-22М3 — небольшими группами по три — пять машин. Потрясти до основания военную машину ИГИЛ, вызвать у инсургентов ужас, шок и трепет подобным нарядом сил вряд ли возможно. Разве что спровоцировать злорадный смех и неприличные жесты недоброжелателей. В целом слухи о могуществе российской дальней авиации в войне с применением только обычных средств поражения все-таки сильно преувеличены.
Но это еще далеко не все трудности. По маршруту полета бомбардировщикам придется пересекать несколько государственных границ. Варианты: первый — лететь через Турцию, второй — через Грузию-Турцию, третий — через Азербайджан-Турцию, четвертый — через Иран. Как эту проблему решить на практике, пока никто не знает. Будут ли открыты соответствующие воздушные коридоры — сказать трудно.
Помимо всего прочего так или иначе придется отвечать на следующие вопросы. Откуда брать данные о противнике? Кто их будет предоставлять экипажам и оперативно корректировать в случае резкого изменения обстановки? Будет ли объединенная группировка ВВС и под чьим руководством? Как взаимодействовать с ВВС США и ВВС Турции? На каком языке разговаривать? Кто, как, кому и по каким вопросам будет подчинен? С кем держать связь? Каким образом? Как будет организована поисково-спасательная служба по маршруту следования бомбардировщиков?
И это далеко не полный перечень проблем. На самом деле их куда как больше.
В качестве предварительного вывода: дальняя авиация в ее нынешнем виде в настоящее время менее всего пригодна для военного решения проблемы ИГИЛ.
В идеале (но это, конечно, военно-техническая фантастика) лучше всего перебросить один-два полка на фронтовых бомбардировщиках Су-34 на авиабазы в Южной Турции (например Конья, Батман, Диярбакыр) в оперативное подчинение, скажем так, некоего объединенного командования. В этом случае значительная часть проблем с разведкой, управлением, взаимодействием была бы снята.
Но остались бы языковый барьер, весьма острый вопрос с МТО (десятки тысяч тонн имущества), проблемы с подвозом боеприпасов (авиационные средства поражения, изготовленные по стандартам НАТО, для наших самолетов не подходят), топлива, технического обслуживания самолетов, свободных стоянок под боевые машины, размещения летного и технического состава. Существенный нюанс — даже сегодня в составе российских ВВС нет ни одного полка, оснащенного машинами этого типа. Кроме того, нет запасов ВТО, которые имели бы оперативное значение. Нет и достаточного количества пилотов, подготовленных для применения ВТО.
Есть еще один вариант, тоже пока весьма фантастический — для вооруженной борьбы с ИГИЛ перебросить несколько частей ВВС России на самолетах Су-24 и МиГ-29 (в перспективе — Су-34 и Су-30СМ) на аэродромы восточного Ирана. В этом случае отпадает вопрос пересечения каких-либо дополнительных государственных границ. Достаточно взлететь с аэродрома Приволжский и пересечь Каспийское море. В этом случае отпадает и проблема какого-либо контроля со стороны третьих стран/лиц. В Иране есть самолеты Су-24 и МиГ-29. Значит, вопросы технического обслуживания и ремонта будут решаться без излишних трудностей. Не возникнет проблемы с авиационными средствами поражения и топливом. Остается только договориться с официальным Тегераном. При его очевидной заинтересованности в решении ближневосточных проблем вполне можно предполагать в этом плане и встречные шаги. Несомненно, Иран проявит заинтересованность в закупке (либо уступке после завершения кампании) перспективной авиационной техники ВВС России. Поэтому совсем уж оторванным от жизни подобный вариант считать нельзя. Хотя и при его реализации возникнет немало сложностей и разного рода проблем.
Самый простой вариант нанесения ударов по ИГИЛ — развертывание в Восточном Средиземноморье двух-трех авианосных ударных групп российского ВМФ. Однако сегодня у нас не получается даже и одна АУГ. А две-три появятся, даст бог, не ранее 2035-2040 годов. Вместо строительства авианосцев у нас десятилетиями ведется дискуссия — нужны ли они отечественному ВМФ.
Одним из признаков подлинного военного величия державы является способность проецировать военную мощь на любой район земного шара. При разборе вполне конкретных ситуаций видно, насколько еще далеки современная Российская армия и флот от обладания подобными возможностями даже на региональном уровне.
И в заключение. Совсем уж о политических вопросах, видимо, забывать при анализе подобных военно-технических проблем нельзя. Пусть каждый для себя сформулирует однозначный ответ, насколько целесообразно втягиваться в очередную войну с весьма неясным исходом и туманными послевоенными перспективами, если сегодня наша страна находится на этапе затяжного экономического спада, а российский этнос, по оценкам специалистов, пребывает в стадии обскурации.
Ввязаться в вооруженный конфликт, как известно, очень легко. Без потерь выйти из него — большое политическое и военное искусство.
Михаил Ходаренок
Источник: vpk-news.ru