Продолжающийся натиск мигрантов на границы Евросоюза сделал в определённых кругах разговоры о “войне цивилизаций” чем-то вроде правила хорошего тона.
Многими данное утверждение рассматривается уже как нечто само собой разумеющееся, как не нуждающаяся в доказательствах аксиома. Мол, прибытие в европейские столицы всё новых и новых групп переселенцев из воюющих регионов Африки и Ближнего Востока – это не что иное, как финальная битва в долгой цивилизационной войне, планомерно ведущейся цивилизацией небелых (другой, более популярный и более узкий вариант трактовки – исламской цивилизацией) против Европы. Битву эту, по мнению ряда экспертов, Европа обречена проиграть, в результате чего остатки её деградировавшего, деморализованного населения будут окончательно дехристианизированы, исламизированы и насильно включены в мировую умму.
Верно ли подобное истолкование происходящего на наших глазах масштабного и, без сомнения, имеющего далеко идущие последствия процесса афро-азиатской миграции в европейские пределы? Действительно ли над Европой нависла угроза скорого превращения в западный вилайет уже поднявшегося на Востоке исламского халифата?
На мой взгляд, нет. Глубоко ошибочны оба тезиса: и трактовка афро-азиатской миграции как акта цивилизационной войны, и утверждение о неизбежности возникновения на месте европейских государств некоего нового культурного и политического образования Еврабии, с шариатскими судами и ваххабизмом в качестве новой государственной религии.
Нам, прежде чем внимать подобным пророчествам, необходимо разобраться в значении самого термина “цивилизация”. К месту ли он употребляется в данном случае? Ведь глупо, согласитесь, рассуждать о ходе войны между цивилизациями, если смутно представляешь, что цивилизация собой представляет как таковая.
Слово “цивилизация” многозначно. Философский энциклопедический словарь даёт ему несколько определений. В зависимости от контекста под цивилизацией можно понимать и развитую культуру, и определённый (высокий) уровень развития общества, и культурную ступень, следующую за варварством. В принципе, все эти определения к современной Западной Европе вполне применимы: она действительно обладает и богатой материальной и духовной культурой, и высоким уровнем развития производительных сил, и настолько далека от варварства, что какие-нибудь германские эпосы или скандинавские саги воспринимаются теперь не более, чем предания седой старины. Европа – действительно состоявшаяся цивилизация, это бесспорно. Но вот является ли, в свою очередь, цивилизацией то, что на неё наползает?
Многие авторы и эксперты почему-то зациклены на проблеме именно арабских мигрантов. Из общего миграционного потока они упорно выхватывают только их одних, словно бы для того, чтобы придать тезису о межцивилизационной войне побольше убедительности.
Такой приём попахивает шулерством. Мы-то знаем, что одними лишь арабами-мусульманами миграция в европейские страны не ограничивается. В Европу, помимо арабов, массами ехали и едут выходцы из бывших африканских колоний, коренные обитатели чёрной Африки, а также потомки негритянских невольников из государств Вест-Индии, сами в большинстве своём негры или мулаты. Темнокожие выходцы с островов Карибского моря, Гвианы или Суринама – это такая же реальность европейских столиц, как и переселенцы с Ближнего Востока и стран Магриба. Эта весьма многочисленная и демографически активная часть мигрантов в массе весьма далека и от какой-либо состоявшейся и самостоятельной цивилизации вообще, и от арабо-мусульманской цивилизации тем более. К представителям последней уроженцы чёрной Африки и афро-американцы имеют немалый исторический счёт, ибо прекрасно помнят, что именно арабы, а не белые европейцы, начали первыми обращать их в рабство. А сколько в Европе за последние десятилетия осело выходцев из Юго-Восточной Азии, Индокитая? Но эту многочисленную общность в контексте войны цивилизаций вообще практически никто не рассматривает, их присутствие на этнической карте попросту игнорируют и выводят за скобки. То есть в реальности мы можем наблюдать заселение Европы сразу из нескольких расовых и этнических эпицентров, столь же далёких друг от друга, как далеко от мигрантов население принимающей стороны. Хотя бы на этом основании утверждения об идущем противоборстве между цивилизацией Европы и цивилизацией ислама следует воспринимать как сильную натяжку, за которой проглядывает стремление дать сложному этно-социальному явлению примитивное и политизированное истолкование.
Если уж действительно рассуждать в плоскости цивилизационного противоборства, то, к примеру, война 1941 – 1945 гг. между Германией и СССР, как и начавшаяся вскоре после неё “Холодная война” между консолидированными силами Запада под руководством США и возглавляемым нашей страной “Восточным блоком” гораздо более походили на межцивилизационный конфликт, нежели то, что мы наблюдаем в Европе сейчас. Само понятие “война цивилизаций” подразумевает непримиримое столкновение не просто разных народов, рас и этно-культурных общностей, а противоборство неких хорошо структурированных макро-субъектов, обладающих если не равной, то, безусловно, сопоставимой совокупностью развитых социальных институтов, культуры, идеологии, индустрии, промышленных производств и т.д. Всем этим в войнах цивилизаций середины – концы XX века сполна обладали обе противоборствующие стороны: и мы, и наши враги. Но где, позвольте спросить, макросубъектность в производящих хаос толпах афро-азиатских мигрантов?
Про переселенцев из Африки я уже говорил, но даже те, кто едет в Европу из арабского мира, не могут рассматриваться как передовые отряды ведущей наступление цивилизации-антипода. Почему? Потому что сама исламская цивилизация охвачена глубоким и системным кризисом. Как оказалось, кризис в мире ислама намного более силён и серьёзен, чем тот, что постепенно разворачивается на стареющем и вымирающем Западе. Европейские страны хоть и сдают экономически, демографически и культурно, но пока ещё держатся как единые политические образования. А вот исламские страны рушатся на наших глазах одна за другой. Причём, рушатся с лёгкостью поразительной, вызывающей оторопь. В стабильных ещё недавно и относительно благополучных регионах возникают и множатся очаги смуты и хаоса, в которых быстро перемалываются остатки государственности, да и вообще любых цивилизационных устоев. Столь пугающее ныне обывателя Исламское государство – это не провозвестник новой цивилизации, как полагают многие, а эпицентр сильнейшей деструкции, погружающей в состояние архаики (варварства) всё большие территории с миллионами и миллионами живущих на них людей. Может ли такая охваченная глубоким внутренним кризисом, раздираемая серьёзнейшими внутренними противоречиями цивилизация покорить другую и воцариться на её месте именно как цивилизация, то есть как единое, структурированное целое? Полагаю, для всякого здравомыслящего человека ответ очевиден. Не будет победы одной цивилизации над другой. Вот победа хаоса над угасающей цивилизацией – это да, не исключено.
“А как же демографические показатели? Ведь рано или поздно, но афро-арабов в Европе всё равно станет большинство и вот тогда…. ”, — могут возразить мне сторонники концепции межцивилизационной войны.
Что ж, статистические данные – штука действительно упрямая. Если темпы миграции и рождаемости у одних и темпы старения и депопуляции у других сохранятся, то белые европейцы рано или поздно действительно перестанут составлять в ряде европейских стран большинство, что в свою очередь не может не повлечь политических последствий. Но и это ещё не будет означать победу одной цивилизации над другой. Если этнический баланс настолько изменится в обозримом будущем, то это вызовет не органичную замену одного порядка другим, а ускоренную хаотизацию самой Европы, её фрагментацию, дробление, распад на множество этнических и религиозных образований, наверняка дезинтегрированных и враждебных друг другу. Такой процесс в чём-то будет сродни тому, что происходил в первых веках нашей эры, на закате Западной Римской империи. На руинах павшей Европы почти повсеместно воцарится архаичная мозаика расовых, этнических и религиозных общностей, столь же далёких от любой цивилизации, как были далеки от неё первые варварские королевства эпохи раннего Средневековья. Несмотря на итоговую победу варваров над Римом никто же сегодня не рассматривает её как победу одной цивилизации над другой. Ибо те, кто заполонили и поглотили Рим, носителями собственной цивилизации тогда не являлись. Повторюсь, победа в цивилизационной войне и провал в хаос – вещи совершенно разные. Не надо их путать.
Игорь Бойков
Источник: zavtra.ru