Сегодня: г.

Идеологические ловушки для студента

Без преувеличения можно сказать, что вся страна следила за историей 19-летней второкурсницы философского факультета МГУ, которая ушла из дома, якобы на экзамен, а на самом деле улетела в Турцию, чтобы добраться до Сирии и примкнуть к террористической группировке «Исламское государство». У этой истории благополучный исход – беглянку задержали и депортировали в Россию. Но, к сожалению, это далеко не единичный случай, и отнюдь не всегда всё заканчивается благополучно.

Псевдоромантика

Молодая кровь всегда кипит, вспомним свои 18–20 лет – хотелось чего-то из ряда вон выходящего, необычного, героического! Но мы росли в совершенно другом обществе. Сегодняшний же студент находится в мощнейшем информационном поле. На неопытного человека ежедневно обрушивается море фактов, слухов, мнений и точек зрений. Уже не столько семья и школа, а больше телевидение, и особенно интернет, социальные сети формируют личность, а стало быть, и гражданскую позицию будущего «хозяина страны». При этом социальные сети часто выступают в качестве площадки для объединения пользователей в группы по интересам, политическим взглядам и убеждениям. И в этом сумбурном «идеологическом котле» очень легко потеряться, оказаться в ловушке какой-нибудь радикальной группировки.

Иногда приходится слышать, что дело преподавателей – лишь дать студенту специальность и не допускать в стены вуза «политики». Тогда, мол, и всевозможных революций не будет. Но не обернётся ли запрет на общественную деятельность в аполитичность и полное равнодушие к происходящему в стране и мире? Безразличие взрослых может толкнуть детей в радикальные и экстремистские группировки, тем более, что псевдоромантика делает их, увы, достаточно привлекательными.

Воспитательная работа – неотъемлемая составляющая деятельности вуза. Он должен не только подготовить хорошего специалиста, но и сформировать гражданина, патриота своей страны. Сегодня же в большинстве вузов основной акцент делается на культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу, развитие волонтёрского движения. И, как правило, не затрагивает те вопросы, о которых говорилось выше.

Когда первокурсник, который только что окончил школу, приходит в вуз, он воспринимает его, можно без преувеличения сказать, как храм науки, где есть ответы на все вопросы. Именно в этот период начинается «вузовское» воспитание, и начинает его профессорско-преподавательский состав, демонстрируя своё отношение к профессии, студентам, обществу. Это и есть первые кирпичики в самосознание молодого человека. Тесный контакт и наличие доверия студентов к преподавателю неизбежно ведёт к возникновению «неудобных» для преподавателей вопросов. Как на них отвечать? Излагать официальную точку зрения? Высказывать свою личную? Уходить от ответа? Самому первому давать комментарии по острым вопросам?

Я сам, вступая в дискуссии со студентами, пытаюсь научить их уважать чужую позицию, показать, что истина может быть постигнута только сопоставлением взглядов. Ведь в большинстве случаев даже при абсолютно различных точках зрения в формулировке конечных целей можно увидеть практическое совпадение по основным положениям.

Зададимся вопросом: кому выгодно то, что студенты пропускают лекции и практические занятия и ходят на митинги и демонстрации? Только не им самим! Как показывает жизнь, многие квазиполитические вопросы на самом деле не стоят выеденного яйца! Участвовать в политических «массовках», о которых на другой день все забудут, зачастую просто бессмысленно. А вот знающий специалист, отличный профессионал будет востребован всегда.

Вера – не повод для дискуссий

В последние годы заметно возросло влияние на молодёжь религии. Сложилась достаточно парадоксальная ситуация, когда в когда-то тотально атеистической стране быть атеистом становится не модно, если не сказать неприлично. Но нельзя не отметить ещё одно, пожалуй, самое страшное порождение «свободы совести» – появление радикальных течений, имеющих место во всех вероисповеданиях.

Первое, что мне представляется самым важным, – это не допустить вовлечения студентов во всякого рода экстремистские религиозные структуры. Но не столько запретами, административными методами (не исключая и их), сколько убеждением, агитационными мерами, вовлечением молодёжи в культурно-массовые мероприятия.

Второй момент связан с вопросом о вере в Бога, то есть вопрос о происхождении Вселенной, жизни, человека, ибо в этой точке начинается узловое деление на атеистов и верующих. Здесь центр тяжести лежит на преподавателях философии, физики, естество­знания. Именно они могут показать, что точки зрения о естественной эволюции, начавшейся от Большого взрыва, и о божественном, то есть об искусственном происхождении жизни, в принципе равноправны, и, что самое главное, это никак не влияет на нашу текущую жизнь и не может служить причиной жарких дискуссий и тем более войн.

А вот разъяснять, где уместно и где неуместно выполнять обряды, носить ту или иную религиозную одежду, нужно. Если перед экзаменом студент или студентка зайдут в храм, мечеть или синагогу, поставят свечу или помолятся – это нормально. Главное, что они «снимут наэлектризованность» окружающего мира и от этого им станет спокойнее, они будут уверены, что для кого-то они не безразличны и кто-то поможет им.

Кто же настоящий патриот?

Хочу остановиться на столь часто, к месту и не к месту, употребляемому слову «патриотизм». Воистину святое слово, толкуемое словарями как «любовь и преданность Отечеству, стремление служить его интересам». Сегодня оно всё чаще используется для деления общества на две части – патриотов и непатриотов. Снова появляются «мы и они», «тот, кто сегодня не с нами, тот против нас». Что может противопоставить этому вуз?

Ни у кого, наверное, не вызывает сомнения, что яркий образец патриотизма дали советские солдаты и офицеры в годы Великой Отечественной войны. Сегодня, к счастью, войны нет, но патриотическая задача осталась в прежней формулировке – обеспечить гражданам страны возможность жить достойно, в мире. Патриотизм отца и матери состоит в воспитании своих детей, патриотизм педагога – в обучении школьников и студентов, патриотизм директора предприятия – в обеспечении работой сограждан и т.д. Патриотизм – это прежде всего конкретный вклад в то или иное дело. Несмотря на всю неторжественность, даже уплата налогов – это патриотический акт, ибо человек вносит часть своего дохода в общую казну, то есть во благо всех граждан страны. Благотворительность, спонсорство – это ещё один пример не всегда замечаемого обществом патриотизма.

Есть ещё одна острая проблема, связанная с понятием патриотизма. Часто проводятся массовые мероприятия, посвящённые тем или иным историческим событиям, нашим великим предшественникам. Гордиться этим, безусловно, нужно, но превращать подобные «шоу» в доказательство своей особости, своего превосходства над другими – это нонсенс. У каждого народа, у каждой страны есть свои Пушкины и Лермонтовы, Менделеевы и Поповы. Хвастаться надо своими собственными успехами. Не догонять прошлое, а создавать будущее. Когда мы говорим о памятных, имеющих огромное историческое значение для народов России датах, то должны помнить, что для других это просто ещё один день, самый обычный, ничем от других не отличающийся. Не думаю, что в России многие знают про День Колумба, а это, между прочим, официальный праздник в Испании и латиноамериканских странах.

Как легко и просто «патриотизм» охватил большинство населения Германии в 30-е годы прошлого столетия, когда был провозглашён известный лозунг: «Ты немец, а значит ты выше всех»! Опасность такого «патриотизма», к несчастью, проявляется в самых отвратительных формах и сейчас. Украина, к сожалению, яркий тому пример. Как быстро удалось «промыть мозги» молодёжи, очистить «файлы» памяти и вложить в них другое содержание!

…Современные студенты – активные, творческие и немного дерзкие молодые люди. Они очень ревностно оберегают свою независимость и остро реагируют на несправедливость. Они трудолюбивы, но если понимают, что знания, полученные в ходе изучения того или иного предмета, во «взрослой жизни» не пригодятся, изучать его будут спустя рукава. Вряд ли их можно застать за многочасовым чтением многостраничного учебника. Поэтому доклады на научных конференциях они делают в виде лаконичных слайдов-презентаций. Но смею уверить, вопросы они задают и обсуждают весьма смелые, острые и серьёзные. Вспоминаю, как на недавней научной конференции студенты-экономисты обсуждали вопросы негативного влияния приватизации и ряда других государственных решений на современное состояние экономики. Они не только подвергали обоснованному критическому анализу происходящее, но и предлагали пути решения той или иной проблемы. Вот за таких студентов я абсолютно спокоен. Попытки отвлечь их от учёбы, завлечь в какую-нибудь террористическую организацию – пустое занятие. И, к счастью, их абсолютное большинство!

P.S. По данным директора Федеральной службы безопасности (ФСБ) Александра Бортникова, в рядах боевиков «Исламского государства» (ИГИЛ) воюют около 1,7 тыс. россиян. В сентябре в ИГИЛ обнаружили нескольких студентов Ярославского государственного технического университета. Правда, речь идёт о гражданах Таджикистана.

Так как же уберечь молодёжь от вербовщиков, орудующих в социальных сетях? Какой сегодня должна быть воспитательная работа в вузе? Нужно ли в создавшейся ситуации привлекать представителей религиозных конфессий? Приглашаем к разговору преподавателей, студентов, родителей.

 

Борис Елисеев

Источник: lgz.ru

 
Статья прочитана 104 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору