Сегодня: г.

«В Англии многое проще, но там я не на своем месте»

Получить хороший опыт и вернуться. Еще одна история эмиграции с возвращением. Игорь уехал в Англию за заработком, но через шесть лет вернулся благодаря брату Арвилу. Наш разговор был на трех языках: русском, латышском, английском, что частично представлено в тексте и отражает вопрос национальной идентификации нашего героя.

Игорь, 29 октября 2009 г. года уехал в Англию, жил в Хантингтоне, неподалеку от Кембриджа, и в Питерборо.

«КУПИЛИ БИЛЕТЫ И УЛЕТЕЛИ»

Я уехал из финансовых соображений. Тут, в Риге, было очень трудно найти работу. До какого-то момента я работал в строительстве — помощником прораба. Потом попал под сокращение штата. У меня были накоплены деньги, поэтому еще месяцев пять я худо-бедно прожил. Помаялся, но работы нормальной не нашел. И тогда один друг пригласил меня в Англию. Он сказал: тут все отлично, приезжай, мы поможем на месте, все устроим. Я и еще один товарищ, Улдис, купили билеты и улетели.

Первое время было очень интересно! Было много тусовок, я попал в молодежную компанию. Работа не была связана со строительством. Через агентство я оказался на шоколадной фабрике. Мы упаковывали конфеты в пакетики, в коробки. Работали по 8 часов, получали 5,85 фунтов в час — это примерное 220 фунтов в неделю, то есть 880 в месяц. Платили нам понедельно. Аренда комнаты обходилась в районе 70 фунтов в неделю, то есть оставалось еще нормально. Там было очень много молодежи. Нас было человек 25 из Латвии, кое-кто из Риги. Тот знакомый, который помог мне приехать, многих пригласил из Латвии. В свое время он дал объявление, что помогает на возмездной основе с трудоустройством в Англии. Благодаря ему мы все друг друга знали, ходили в гости друг к другу. Первый год был насыщенным и очень интересным.

А потом началась рутина. Дом, работа, в выходные пьянка-гулянка, тусовка, а потом опять неделя работы. Все по кругу. Вдобавок серая английская погода. У меня было много свободного времени, и я начал осваивать гитару. Раньше когда-то играл, потом забросил, а в Англии стал восстанавливать — от скукоты и рутины.

ДОКАРАБКАЛСЯ ДО СУПЕРВАЙЗЕРА

В большинстве случаев трудоустройство в Англии для приезжих происходит через агентства. Ты приходишь, регистрируешься, и они тебя направляют. Кто-то печатает логотипы на гольф-шары, кто-то матрасы шьет, кто-то на шоколадной фабрике — в зависимости от того, с какими предприятиями у агентства подписаны договора. Это всегда работа за самую минимальную плату, через агентство сложно зарабатывать больше. Чтобы устроиться получше, надо получать британские сертификаты. А минимальная зарплата — это всегда конвейер. Дали шланг — мой помидоры, и все.

В моем агентстве я работал на линии «флор-ап», они «враповали» шоколад в формочки-кулечки, и мне надо было успевать 60 штук в минуту поставить таких тарелок. Далее стояли 6 бабушек, ставили шоколад, и машина все это закрывала. Я на этой линии отработал месяцев пять, от 6 утра до 2-х или от 2-х до 10-и, в зависимости от того, какая смена выпадала. В 2009–2010 годах на британских фабриках все было схвачено поляками. Я пришел на завод, а там все только по-польски говорят! А где английский? Слышу только «цо-цо» и «курва», стою, как дурачок, ничего не понимаю. Когда на производстве увидели, что я и английский знаю, и что готов работать, стали предлагать мне другие вакансии. Сначала я был при складе, занимался продукцией, которая не попала в производство: мне надо было все посчитать, сложить в коробки и отослать на главный склад. Потом попал собственно на склад. Там менеджер меня пригласил к нему в команду, и я получил официально full-time job. С того момента все стало иначе. Я понял, что до этого был тяжелый мартышкин труд. Здесь пошел уже какой-то карьерный рост, я получал лицензии, компания вкладывала в меня деньги, чтобы я развивался и улучшал производство, чтобы приносил компании какой-то benefit. За эти 5 лет я докарабкался до супервайзера. По английским меркам это весьма неплохо, можно сказать, руководитель смены. Да и сама работа была уже намного интереснее, чем какой-то склад.

ВОЗВРАЩЕНИЕ: БРАТ ВЗБАЛАМУТИЛ

Почему вернулся? Брат взбаламутил. Приехал ко мне и стал подбивать вернуться домой. Я и подписался. Но и на самом деле меня угнетала рутина. Вроде все было, но ничего как будто не происходило. Здесь иначе! Здесь общение другое, люди другие. Друзья, близкие люди. В Англии я тоже нашел много новых друзей, но дом есть дом, а меня все же тянуло домой. Я не чувствовал себя в своей тарелке. Да, Англия — это хороший жизненный опыт, но все же там я не на своем месте.

Были ли мысли жить там всю жизнь? Нет, совсем нет. Изначально я уезжал на полгода-год, лишь немного подзаработать и вернуться. С того момента, как мне подвернулась возможность работать на full-time, все завертелось-закружилось. Я думал, что буду там еще какое-то время. Но всегда знал, что все равно вернусь, только вопрос — когда.

ЛАТВИЯ НОВЫМИ ГЛАЗАМИ

Да, я все время сравниваю. Очень много критики с моей стороны в адрес дорог, организации дорожного движения, того, как люди водят. Как устроены дороги! Мой trip с Англии до Риги был таким. В Германии дороги освещенные, маркировки хорошие, едешь на нормальной скорости. До Варшавы прекрасная дорога, от Варшавы — чуть хуже, но нормально. Только въехали в Латвию, всё: туман, дорога не освещена, вообще не понимаешь, где едешь.

Социальную сферу в Латвии еще развивать и развивать, Латвия еще очень сильно behind. Но в целом мне как гражданину и жителю Латвии здесь ничто не мешает. Ну, вот разве что водители. В Англии все на дороге, знаете, always kind, а здесь не пропустят никогда, да еще и обругают.

Еще вопрос чистоты. Здесь в микрорайонах ни одного нормального мусорника не найти. Заезжаешь и шарахаешься, куда бы выбросить.

Разочарован ли я тем, что вижу в стране сейчас, новыми глазами? Частично. Социальной незащищенностью. Здесь я работаю на себя. Если я заболел, то болею уже из своего кармана. Там это обеспечивает государство, причем нормально обеспечивает. Наше государство этим похвастаться не может.

Выглядит, что за эти годы ситуация в Латвии изменилась: все стало лучше и проще. Сейчас к тому же дефицит квалифицированных рабочих, потому что многие уехали.

Что касается отличий, то в Англии многое проще. Например, есть пабы. Пабы — это public house, место для людей и для общения. Ты пришел, берешь пиво и чувствуешь себя свободно. Это место, где шахтер может пообщаться с банкиром, и это нормально. Здесь же люди более закрытые. Ты не зайдешь в «Лидо» и не сядешь просто к человеку за стол. Там — можно. Тем более, если ты не их круга. В британском пабе ты не начальник и не подчиненный, и это хорошо.

А вот что меня раздражало в Англии — это натянутая улыбка. Ты видишь, что тебе не рады, но улыбаются.

АДАПТАЦИЯ

Сложнее всего в Англии было приспособится к языку. Нас в школе учили скорее американскому, чем английскому, а там свои акценты. Было очень непривычно! В первый день меня даже не поняли в магазине. Но потом послушал, как люди говорят, и приспособился. Начал больше общаться с англичанами, стало легче. Работая на конвейере, языка английского не выучишь никогда. Там поляки да литовцы, все на ломаном русском или на польском. Мой друг за два года польский выучил идеально, сейчас уже и литовский. Он, кстати, вряд ли вернется домой, он там видит больше перспектив. Хотя перспектива там одна — это социальная защищенность. Это важно! Там как положено работает налоговая система, пенсионная.

ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Я не знаю, я же не говорю, что я из Латвии больше никуда не уеду, может, и уеду. До Англии я вообще рассматривал вариант в Москву поехать работать. В России ценят латвийский менеджмент, меня приглашали в Россию руководить строительным проектом. Но я все же выбрал Англию. Нет, Москвы не боюсь, capital city везде будет capital city, тут что Москва, что Лондон. Много людей, захочешь выжить, придется вертеться.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ: ПРОСТО ЧЕЛОВЕК

Эмигрантом? Ну, может, чувствовал себя, может, нет. Но часто слышал f*** foreigner. В шутку как правило, но все же. Но я там достойно выучил английский, так, что даже не все верили, что я не местный.

Кем я себя ощущаю? Не знаю. По паспорту я латыш. Когда приехал в Англию, стал уже думать на английском. Не знаю, кем я себя ощущаю. Просто человеком!

У меня два родных языка, язык матери — латышский, отец у меня русский. В семье всегда было два языка: «čau, ka tev iet?» — «да вроде нормально» — «nu tad labi, давай, увидимся». Более двух минут на одном языке разговор не задерживается.

В Англии, когда спрашивали, кто я, представлялся в основном русским, чтоб боялись! Использовал авторитет русских, они сразу думали — о, crazy Russian!

А Латвия — это родина, да. Смог бы я постоянно жить в другой стране? Трудно сказать. Там где семья, там и корни. Пока мама, папа, брат здесь, то и родина здесь.

Стал бы я рекомендовать ехать в Англию? Да, конечно! Это и жизненный опыт, и возможность выучить язык. И новые люди. Конечно, стоит пробовать. Попробовать другую жизнь на вкус.

АРВИЛ: ПОЕХАЛ ВЫЗВОЛЯТЬ БРАТА

В прошлом году я отправился в Англию, к брату. Во-первых, я хотел подучить английский, во-вторых, мне надо было на своей шкуре проверить, так ли там хорошо, как говорят. Все мои друзья там жили, рассказывали многое. Я прожил 6 месяца и сложил свое впечатление. Вернулся в Латвию, думал-думал, и понял, что мне здесь не хватает человека, на которого я мог бы во всем положиться. И я решил ехать туда и вызволять брата. Не только для себя, но и чтобы у него в жизни что-то поменялось. Ведь дома и стены помогают. Там ты все равно чужой и потерянный. Сколько бы ты ни прожил, ты там своим не станешь. Если ты не будешь чувствовать себя абсолютно как дома, ты не будешь счастлив, тебе всегда будет что-то мешать.

Англия мне не показалось каким-то особенно прекрасным местом. Ну, деньги! Но не все же деньги. Это просто потребительство.

Я категорически не согласен с людьми, которые говорят, что в Латвии все очень плохо. Это значит, они опустили руки. Они хотят, чтобы — бам! — и все было сразу. Нельзя все время ныть, надо работать. От этого и уезжают — в поисках чуда. Не зря есть поговорка: хорошо там, где нас нет. Первый год-два все кажется шикарным, а потом начинается рутина, и все угнетает. А жить — жить надо там, где ты родился.

Я — латыш, рижанин, гражданин Латвии, хотя часть меня, конечно, это часть большой русской души.

Мы с братом оба закончили латышскую школу. У нас всегда было две компании, русская и латышская. Даже в детстве: мы один день с русскими, другой — с латышами. Конечно, разделение среди компаний есть, конечно! Русские отдельно, латыши отдельно. Но мы всегда были своими для всех.

 

Источник: rubaltic.ru

 
Статья прочитана 126 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору