Новая реформа МВД обернулась очередной волной увольнений — сокращение личного состава, официально именуемое в ведомстве оргштатными мероприятиями, планируют завершить к 1 октября. Министерство лишится 110 тыс. человек, из которых 31,3 тыс. — госслужащие. Напомним, в июле президент России Владимир Путин подписал указ о сокращении штатной численности органов внутренних дел России на 10% или на 110 тыс. человек.
Указ сокращает предельную численность штатных сотрудников органов внутренних дел России до примерно 1 млн человек. Сообщается, что в составе МВД должно быть почти 836 тыс. непосредственно сотрудников органов внутренних дел, еще 5 тыс. 123 человека будут относиться к категории федеральных государственных гражданских служащих, к категории работников — 162 тыс. 224 человека. На реализацию президентского указа МВД будут выделены дополнительные средства из бюджета.
В МВД России открыта «горячая линия» для сотрудников органов внутренних дел, при помощи которой им разъяснят алгоритм проведения организационно-штатных мероприятий. Сотрудникам, попавшим под сокращение, должны быть предоставлены вакантные места для дальнейшей службы в территориальных органах внутренних дел области. В ГУ МВД предусмотрен «комплекс мер» по социальной адаптации сотрудников и предоставление соцгарантий, установленных в соответствии с законодательством, в том числе и по дальнейшему трудоустройству. Пока неизвестно, сколько именно сотрудников полиции сократят в каждом конкретном регионе, но еще более остро стоит вопрос о критериях – кого будут сокращать? Тут у руководителей полный произвол?
«Не полный произвол, а коррумпированный произвол, — уточняет в беседе с корреспондентом Накануне.RU секретарь Союза криминалистов и криминологов Владислав Орлов. — Сколько стоило остаться после первой волны увольнений? Спросите у простых сотрудников — они вам точно скажут. А потом, сколько стоило после второй, сейчас и расценки повысились. Будет вторая волна, третья, четвертая».
Сокращать будут неравномерно – в зависимости от региона, предупредил глава МВД Владимир Колокольцев: «Криминальная ситуация в ряде регионов и объем выполняемых задач не позволяют пропорционально распределить сокращение численности между субъектами и отдельными службами полиции». В регионах принимать решения о сокращении числа сотрудников в том или ином подразделении будут непосредственно руководители главных управлений и управлений МВД. Особый подход будет в отношении Краснодарского и Ставропольского краев, Дальнего Востока, Крайнего Севера, малонаселенных и труднодоступных местностей (Саха Якутия). Полицию не будут сокращать в Крымском федеральном округе, который всего год назад вошел в состав России. Также сокращения не коснутся Чукотского и Ненецкого автономных округов и Еврейской автономной области.
В УрФО запланированные сокращения уже началась. Так, пресс-служба ГУ МВД по Свердловской области заявляла в начале августа, что планируется сокращение 10% от личного состава областной полиции, при этом сокращение коснется только аппарата Главного управления МВД России по области, а также подразделений вневедомственной охраны, которые осуществляли сопровождение субъектов, и функции по охране которых могут осуществлять частные охранные организации и ведомственные охранные подразделения.
«Сотрудники территориальных органов МВД России по Свердловской области на городских и районных уровнях, в т.ч. УМВД России по городу Екатеринбургу сокращены не будут, так как эти службы непосредственно работают с населением. Не коснутся организационно-штатные мероприятия следователей, осуществляющих расследование преступлений, и сотрудников ГИБДД, выполняющих функции по обеспечению безопасности дорожного движения на стационарных постах трасс федерального значения», — подчеркнули в ГУ МВД.
Члены общественного совета при МВД России выразили озабоченность тем, что с новой реформой МВД рискует потерять профессионалов, которые по той или иной причине могут попасть под сокращение.
«Как происходит сокращение – никому не понятно, — рассуждает в беседе с Накануне.RU председатель профсоюза МВД Москвы и Московской области Михаил Пашкин. — Но нигде, по крайней мере, официально, не закреплены критерии – кого будут сокращать. Можно сократить 10 человек, из них два специалиста пенсионного возраста, у троих выслуга лет есть, четверо молодых. Начальник, не пользуясь никакими критериями, может любого из них сократить. А сокращают в основном тех, кто неугоден. Когда избавляются от неугодных — это все равно, что избавиться от дворников в грязном дворе. Эти люди, которые борются за свои права, — это люди, которые борются против произвола начальников. И когда эти очаги сопротивления удалят — останется одно болото».
По мнению эксперта, неугодными в системе становятся те, кто требуют соблюдать законы в отношении них, чтобы им давали отгулы, платили за переработку, люди, которые отказываются выполнять незаконные приказы – это неугодные. Есть еще одна тонкость, которой могут воспользоваться руководители при «сокращении» сотрудников — внезапные «служебные проверки» – итоговые занятия.
«Проводят стрельбы, проверяют знания законов, и человека «валят». Говорят, что ты непригоден к службе в органах внутренних дел. А раз непригоден, то человека увольняют по статье, и никакой компенсации, как при увольнении, при сокращении штатов, ты не получишь. Либо пиши «по собственному», — говорит Пашкин.
В рамках нынешней реорганизации решено не трогать районные отделы, транспортную полицию, работающую «на земле», спецподразделения и авиацию. Зато руководителям, попавшим под сокращения, предложат должности, например, участковых или оперуполномоченных, которых не хватает. Выбор небольшой – служить «на земле», а не в кабинете, либо покинуть структуру.
В 2010 г. уже прошла масштабная реформа, и она проводилась под лозунгом повышения качества работы и полной смены имиджа структуры, изменили даже название – с милиции на полицию. Тогда личный состав сократили на 20%. Не прошло и пяти лет, как ряды правоохранителей шерстят опять. Сегодня причиной называют экономический кризис.
«У государства нет денег на содержание своего карающего меча, — говорит Пашкин. — Хотя очень большая часть бюджета уходит «налево», разворовывается, по различным данным, в том числе и Счетной палаты. И если бы этот карающий меч нормально работал, то мог бы эти деньги вернуть государству и за счет этих денег и сам бы жил, и не только он, но и другие бюджетники в сфере образования и здравоохранения. Тут даже вопросов нет. Но почему-то государство не пошло по пути жесткого контроля бюджетных средств и их возврата в казну, а пошло на сокращение тех, кто должен эти средства возвращать«.
Секретарь Союза криминалистов и криминологов Владислав Орлов уверен, что новая волна увольнений связана с неэффективной реформой 2010 г., а приведет она опять к неэффективной реформе: «Это касается не только органов безопасности, это касается и научного потенциала, здесь надо брать и НИИ МВД, который развалили, и институт прокуратуры. Тут масса проблем».
Елена Рычкова
Источник: nakanune.ru