Сегодня: г.

Кандидаты на выданье

Эксперты оценили перспективы «вторых» на губернаторских выборах.

Прошедшие региональные выборы выявили ряд сильных региональных лидеров — представителей парламентских партий, которые могут составить конкуренцию губернаторам-единороссам. Политики, занявшие вторые места на выборах, повысили свои шансы избраться в 2016 году в Госдуму по одномандатным округам, считают эксперты, не исключая, что некоторые из них могут в дальнейшем рассматриваться в Кремле как претенденты на губернаторские посты. 

В четырех регионах из 21, где состоялись 13 сентября прямые губернаторские выборы, кандидаты от парламентских партий проявили себя как сильные соперники действующих глав. Сергей Мамаев (КПРФ) набрал 32,31 процента в республике Марий Эл; Иван Абрамов (ЛДПР) получил 28,3 процента в Амурской области, а Олег Денисенко (КПРФ) — 28,15 процента в Омской области. Все трое — действующие депутаты Госдумы. Их оппоненты от «Единой России» «заоблачных» (или «восточных», по выражению политолога Евгения Минченко) процентов не набрали: за Леонида Маркелова и Александра Козлова проголосовало чуть менее 51 процента избирателей, за Виктора Назарова — 60 процентов.

Но настоящий прорыв произошел в этом году в Иркутской области, где депутату Госдумы от КПРФ Сергею Левченко удалось сделать то, чего никому не удавалось с 2004 года: он вышел на второй тур с кандидатом от партии власти. За Левченко проголосовали 36,61 процента иркутян, а за врио губернатора Сергея Ерощенко — 49,6 процента.

В топ-10 рейтинга «вторых», подготовленного по итогам единого дня голосования Фондом развития гражданского общества (ФоРГО), также вошли Ольга Осицына из ЛДПР (Архангельская область) с результатом 19,22 процента; коммунисты Валерий Ижицкий (Костромская область) — 21,43 процента; Светлана Иванова (Сахалинская область) — 20,27 процента; Николай Яшкин (Калужская область) — 12,16 процента; справороссы Олег Николаев (Чувашия) — 14,73 процента; Сергей Лебедев (Смоленская область) — 12,42 процента (у него в основных соперниках был не единоросс, а либерал-демократ Алексей Островский).

Примечательно, что почти все эти политики — из местных. Осицына второй созыв подряд руководит работой фракции ЛДПР в Архангельском областном Собрании депутатов. Ижицкий с 1994 года работает в Костромской областной думе. Депутатство Светланы Ивановой большей частью связано с Сахалинской облдумой. Николай Яшкин возглавляет сельскохозяйственный производственный кооператив «Жерелево» в Калужской области, он четырежды избирался депутатом регионального парламента. Эсер Олег Николаев работал замминистра экономического развития и торговли Чувашии, а его однопартиец Сергей Лебедев — депутат Смоленского горсовета.

Исключения — это Сергей Мамаев, который для Марий Эл является «варягом», так как почти вся его жизнь связана с Кировской областью, и Олег Денисенко, который несмотря на биографическую связь с регионом все же воспринимается там как «варяг».


 Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ» Председатель избирательной комиссии Омской области Алексей Нестеренко (слева) и депутат Госдумы от КПРФ Олег Денисенко (справа) после рассмотрения аппеляционной жалобы Денисенко о восстановлении его на выборах губернатора Омской области

В ФоРГО отмечают, что все «вторые» выдвинуты парламентскими партиями и имеют приличный электоральный опыт. В связи с их успехами на прошедших губернаторских выборах эксперты фонда оценивают шансы этих политиков на избрание или переизбрание в Госдуму как хорошие — по одномандатным округам или во главе соответствующих территориальных групп списков своих партий. «Благодаря своим нынешним успехам они, несомненно, укрепили свои позиции», — отмечают составители рейтинга.

Другие опрошенные «Лентой.ру» эксперты полагают, что некоторые из «вторых», чьи кампании оказались убедительными, могут пойти дальше. В будущем их кандидатуры могут быть рассмотрены на должности глав регионов.

«Региональные политики, успешно выступившие на выборах, но не занявшие первые места, привлекают пристальное внимание Кремля, — говорит гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. — Их стараются задействовать в других направлениях, поскольку эти люди эффективны, а для пользы дела партийная принадлежность играет второстепенную роль. Таков тренд последнего времени, поэтому можно прогнозировать, что они будут пользоваться повышенным спросом и со стороны своих партий, и со стороны федерального центра».

Такая политика объясняется в том числе дефицитом подходящих для губернаторства кадров. «Переброс» действующего главы Амурской области Олега Кожемяко на Сахалинскую область в связи с тем, что губернатор региона Александр Хорошавин в марте этого года был отправлен в отставку, свидетельствует о том, что «скамейка запасных» очень коротка. «В таких условиях работает западная теория «мусорной корзины», призванная объяснить схему принятия решений в условиях неопределенности», — говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Коммунистам уже есть с кого брать пример. В 2012 году на выборах губернатора Брянской области выдвиженец от КПРФ Вадим Потомский боролся с главой региона единороссом Николаем Дениным, будучи его единственным конкурентом (другие сняли свои кандидатуры в пользу Денина). В итоге единоросс набрал 65 процентов голосов, Потомский — 30 процентов. Усилия коммуниста не остались без внимания Кремля, и в феврале 2014-го президент Владимир Путин назначил Потомского временно исполняющим обязанности главы Орловской области.

Вице-президент Центра политических технологий (ЦПТ) Ростислав Туровский среди ближайших конкурентов врио губернаторов видит только двоих политиков, которые могут претендовать на аналогичное продвижение: это Сергей Левченко и Олег Денисенко.

«Если не исключать того, что в Бурятии в обозримом будущем будет решаться вопрос о главе — сроки полномочий действующего губернатора Вячеслава Наговицына истекают в 2017 году, а он так и не смог наладить отношения с местными элитами — можно предположить, что этот пост могут предложить Левченко. Но как отнесутся местные элиты к новому губернатору-«варягу» — неизвестно».

Нынешние губернаторские выборы — уже третьи в карьере Левченко. Впервые он баллотировался в 1997 году, а в 2001 году вышел на второй тур с губернатором области Борисом Говориным, который в итоге получил 47,6 процента, а коммунист — 45,3 процента.


 Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Отставной полковник из «Альфы» Олег Денисенко в 2009 году попал в первую сотню резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем президента. «Уже тогда он выделялся среди коммунистов как потенциально перспективная фигура», — отмечает Туровский.

Того же мнения придерживается директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко: «Денисенко вполне может быть приглашен в качестве губернатора в какой-либо регион. Не исключено, что наступит момент, когда Мамаев сможет сменить кировского губернатора Никиту Белых».

По словам Туровского, Левченко и Денисенко — это те политики, которые при определенных обстоятельствах могут получить поддержку администрации президента, как в свое время Вадим Потомский. Однако, по мнению политолога, прежде чем дорасти до губернаторской должности, им надо победить на выборах в Госдуму в одномандатных округах.

Первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин на встрече с политтехнологами в середине июня прогнозировал, что после думских выборов 2016 года конкуренция в политике будет нарастать. В частности, по мнению Володина, достойную конкуренцию действующим главам регионов смогут составить депутаты, избранные в следующий парламент как одномандатники.

«Что касается кандидатов, набравших чуть более 20 процентов, — это сугубо местные политики, которые на губернаторские посты претендовать не могут, — считает Туровский. — Характеристиками опытных управленцев они не обладают, их потенциал — бороться в регионе за депутатские мандаты».

По заключению экспертов, выборы в одномандатном округе по сложности сопоставимы с выборами мэра крупного города. Ситуация усугубляется тем, что многие округа будут включать в себя как городские, так и сельские территории.

По итогам региональных выборов КПРФ сохранила статус «партии № 2» — ее кандидатам почти всегда гарантировано второе место. По наблюдением Ростислава Туровского, КПРФ «при всем множестве оговорок осталась единственной партией, претендующей именно на оппозиционную нишу и на лидерство в этой нише в большинстве регионов».

Пойдет ли Кремль на то, чтобы усиливать позиции коммунистов, назначая второго «красного» губернатора? Не придется ли тогда увеличивать «губернаторскую квоту» для двух других парламентских партий, у которых пока тоже по одному единственному губернатору?

Впрочем, в администрации президента неоднократно подчеркивали, что не столь важна партийная принадлежность губернатора, сколько его эффективность как управленца и популярность среди населения региона.

Вместе с тем Сергей Левченко не теряет надежды стать губернатором по итогам всенародных выборов, а не благодаря попаданию в резерв администрации. Эксперты ФоРГО прогнозируют, что коммунист вряд ли победит во втором туре, назначенном на 27 сентября. Левченко, очевидно, с такими прогнозами не согласен: своего оппонента Сергея Ерощенко он назвал «сбитым летчиком».

 

Дина Ушакова

Источник: lenta.ru

 
Статья прочитана 131 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору