Де-юре основной период интеграции Крыма в российского правовое и экономическое пространство завершен. Де-факто пройден только первый этап, позволяющий региону более-менее слажено функционировать без прямых нарушений законодательства. На горизонте вторая фаза интеграции – самая болезненная, когда глобальные общероссийские проблемы начали активно наслаиваться на проблемы специфически крымские. Выкорчевывать последние из политической и экономической системы Крыма на полуостров уже едут московские управленцы. Фактически правительство РФ признало провал «мягкого сценария», который выбрало в начале прошлого года, оставив тогда всю власть в руках местных чиновников. В результате сегодня вместо заявленной территории опережающего развития получили один из наиболее проблемных регионов страны с самой затратной логистикой, самыми высокими ставками по кредитам и ценами на топливо, самой высокой инфляцией, самым стремительным ростом тарифов на «коммуналку» и цен на продукты питания и самой забюрократизированной и коррумпированной системой в России.
Как в России. Только хуже
«Сегодня заниматься бизнесом в России – все равно что плыть в бассейне с соляной кислотой, – выразил мнение бизнес-сообщества президент Крымской торгово-промышленной палаты Александр Басов. – Избыточные размеры контрольно-надзорного аппарата. В год по стране осуществляется 2,7 миллионов проверок, на которые Россия тратит 1,8% от ВВП». За прошедшие полтора года интеграции крымские предприниматели успели достаточно изучить правила ведения бизнеса в России. В результате такого знакомства количество предприятий малого бизнеса в Крыму сократилось в пять раз. Все существующие общероссийские проблемы усугубляются в регионе на фоне проблем чисто крымских. И на первое место в неофициальном рейтинге бед бизнесмены ставят административные барьеры.
«В Крыму колоссально забюрократизированная система. Начальников много, структур много, решения принимать никто не может и не хочет, и развитие предпринимательства в регионе при таком положении дел мне трудно представляется, – говорит известный крымский бизнесмен Олег Зубков, создатель единственного в Европе парка львов и директор нескольких успешных зоопарков. – Я два контейнера с товарами для зоопарка, не для продажи, пять месяцев не мог ввезти в Крым. Из Украины вывез – при том, что они там считают нас «аннексированными» и не очень рады сотрудничать, – а в Россию ввезти не мог, и пять месяцев они стояли перед Армянском. Я поднял на уши всех, всю таможню. Но пока президенту не написал открытое письмо, процесс с мертвой точки не сдвинулся. Как же они собираются экономику развивать? Нет нигде человеческого отношения. Только нужно писать президенту. После этого с тобой начинают разговаривать, общаться на нормальном русском языке и строить алгоритмы решения того или иного вопроса. Если ты просто ходишь по конторам и просишь внятно объяснить правила и пойти навстречу – ничего, ноль. И это у меня с моим опытом ведения бизнеса. А что можно говорить о людях, которые не имеют таких связей или таких проектов за плечами?».
Однако даже нормальная законная работа проверяющих органов ложится таким непомерным бременем на плечи предпринимателей, что непонятно, как лучше: спать спокойно, отстегивая «крыше», или вести бизнес при таком количестве всевозможных проверок.
По словам председателя совета Ялтинского отделения «Опоры России» Виктора Ямникова, еще одной проблемой для крымского бизнеса является давление со стороны правоохранительных органов, которые, злоупотребляя своими полномочиями, неправомерно вмешиваются в деятельность предпринимателей. «Особенно это характерно для сферы госзакупок. Так, например, если предприятие выполняло работы за бюджетные средства, в деятельность предприятий часто вмешивается отдел экономической безопасности и противодействия коррупции МВД. Предприниматели жалуются на то, что для этого регистрируется сообщение о совершённом или готовящемся преступлении. На основании данного сообщения о преступлении у правоохранительного органа возникают полномочия, связанные с проведением опросов сотрудников предприятий, направлением запросов о получении копий документов, которые составляют в том числе персональные данные и коммерческую тайну. Таким образом, у сотрудников МВД появляется возможность оказывать существенное давление на предпринимателя и создавать различные преграды для ведения нормальной хозяйственной деятельности предпринимателей», – подчеркнул представитель «Опоры России».
А между тем ровно год назад глава Крыма Сергей Аксенов заявлял, что лично гарантирует безопасность ведения бизнеса на территории региона. «Никаких «крыш», силовиков в Крыму не будет, никто ни у кого деньги вымогать не будет, я это гарантирую. Никому не позволю вымогать деньги у тех, кто платит налоги». Позже, уже в этом году, он официально заявил, что коррупции в высших эшелонах власти республики нет. «По мелочи вопросы, конечно, есть, и они будут до тех пор, пока мы не поднимем уровень жизни, не создадим условия для работы должностных лиц, не исключим при принятии всех решений процедуры общения людей с чиновникам, как в цивилизованных странах принято. Мы над этим с вами работаем», – сказал тогда глава Крыма.
Внутренний офшор
Именно административные барьеры, коррупцию и правовой беспредел бизнесмены называют в числе главных причин провала громко заявленного проекта «Свободная экономическая зона» (СЭЗ). По идее создание свободной экономической зоны должно было компенсировать политические риски, связанные с санкционной ситуацией в отношении Крыма, и помочь местному бизнесу встать на ноги. «Крым с учетом его уникальной системой налогообложения, сопоставимой со сколковской, фактически является внутренним российским офшором. А налоговые льготы не имеют аналогов в России, они абсолютно беспрецедентны», – говорит Александр Басов.
При таких изначальных данных крымским управленцам все же удалось провалить проект налогового рая, как, впрочем, и заявленную ранее игорную зону, которая свернулась, так и не успев заработать на полуострове. То, что крупный бизнес зарубежья и России в Крым не пойдет, было и так понятно с самого начала – гарантированное попадание в санкционный список перевешивает все возможные налоговые бонусы СЭЗ. Но не пошел в СЭЗ и средний бизнес. За восемь месяцев существования крымской особой экономической зоны, по данным минэкономразвития Крыма, только по 125 проектам подписаны договоры об условиях деятельности в СЭЗ и начата реализация проектов, еще около 25 заявок рассматриваются. Всего лишь чуть более сотни инвесторов с общем суммой капиталовложений в 48 млрд рублей инвестиций пришли в Крым. А в начале 2015-го ждали тысячи инвесторов.
«Существует целый ворох проблем в законодательной плоскости региона, – говорит председатель Коллегии адвокатов Республики Крым «Юридическая компания “Юркорпус”» Владимир Халаимов. – При создании «Свободной экономической зоны» в Крыму изначально была предусмотрена усложненная процедура регистрации резидентов, и только после заявлений руководства страны о плохой работе СЭЗ процедура была упрощена. Сложности возникают с ввозом товаров и оборудования для СЭЗ. Отсутствует механизм выделения земельных участков под инвестпроекты. По-прежнему действует мораторий на отчуждение земельного имущества, отсутствуют правила землепользования и застройки».
Все это усугубляется отсутствием региональных нормативно-правовых актов, касающихся технического регулирования в строительной сфере, которые учитывали бы особенности Крыма – сейсмику и строительную климатологию. Нет сегодня в Крыму и возможности применения механизма договоров долевого участия в соответствии с ФЗ-214, что отрезает потенциальных участников СЭЗ от действующих мер поддержки строительной отрасли через финансирование ипотеки АИЖК. По-прежнему отрезан от госзаказа из-за отсутствия квоты в 15-18% крымский малый бизнес – в республике все еще не работают полноценно статьи ФЗ-44 и ФЗ-223.
На фоне изобилия нормативно-правовых противоречий и недоработок очень даже органично смотрятся такие оксюмороны, как предложение для инвесторов вложить деньги в строительство завода в Пермском крае. Это в рамках СЭЗ «Крым», напоминаем. Проект строительства завода по глубокой переработке мрамора с разработкой собственного карьера, который будет расположен в Пермском крае, в Соликамске, выставлен в качестве предложения Государственным автономным учреждением Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития». Центр в интернете можно найти по адресу investrk.ru. В их портфеле всего три инвестпредложения. Еще одно – по созданию производственно-научного комплекса по выращиванию и переработке продукции аквакультуры на базе озера Донузлав в Черноморском районе. Общая заявленная стоимость проекта – 6463,89 тысячи долларов США, а потребность в инвестициях – 7 986,34 тысячи долларов. Куда еще полтора миллиона долларов – не уточняется. А комментарии в Центре по этому вопросу не дают.
Национализация и ликвидация: последний аргумент «против»
«Мне пока что далеко не все понятно в работе СЭЗ, очень много «белых пятен» и разночтений, – говорит Олег Зубков. – Говорят, нужны специальные люди, которые за таможню отвечают и что камерами нужно весь парк обставить, что все равно все будешь растамаживать. Честно, я еще не разобрался, мало информации о СЭЗ, чтобы принять решение. Я еще не убедился в том, что это действительно честная сделка и я от этого выиграю как предприниматель – с налогами, с пошлинами, НДС. И хочется вступить, и боюсь, что это какой-то очередной обман».
Последний гвоздь в крышку гроба доверия крымской власти в свое время забил госсовет Крыма, принявший постановление «О вопросах управления собственностью Республики Крым» и последующие скандальные поправки к нему.
«Я вам скажу, только имя мое не публикуйте, – просит один из известных бизнесменов. – Эта национализация, которая на экспроприацию была похожа, стала лично для меня последним аргументом не входить в СЭЗ. Она происходила по непонятным принципам. Одно дело – имущество Коломойского, другое – «Крымпотребсоюз» или «Крымавтотранс». Сегодня я введу капиталы в регион, а кто мне гарантирует, что завтра я не стану следующим «Крымавтотрансом», владельцам которого даже не выплатили компенсацию?».
Защиту предпринимателям-резидентам СЭЗ, в частности от неправомерных действий, бюрократических проволочек и чрезмерных проверок органов, обещали руководители Минкрыма. Например, по закону возможность проведения каких-либо внеплановых проверок, в том числе налоговых, была ограничена – без согласования с Минкрыма они проводиться не могли. Но Министерство по развитию Крыма 15 июля расформировали как полностью выполнившее свою задачу. Теперь ряд его функций будет выполнять Минэкономразвития РФ. Однако процесс передачи полномочий изрядно затянулся, и сегодня четкой координации в структуре СЭЗ нет.
«По закону, льготы, которые предоставляет СЭЗ, возникают, когда предприятие получает свидетельство о регистрации. Затем уведомления о заключении инвестиционных договоров и наличии перечня льгот направляются в налоговые и пенсионные органы. Раньше этими вопросами занималось ликвидированное Минкрыма, эти функции были возложены на него согласно ФЗ, – комментирует юрист Владимир Халаимов. – В настоящий момент эти полномочия еще не переданы никому. Получается, что инвесторы, получив на руки договор, оказываются без возможности официально подтвердить свое право пользоваться льготами СЭЗ. Соответственно, предприятия, которые заключают договоры на участие в СЭЗ, сегодня льгот не получают. Они их не получают уже два месяца и, скорее всего, не будут получать до конца сентября, когда будет ориентировочно завершен процесс передачи полномочий».
Крымский бизнес все еще надеется на то, что Минэкономразвития РФ сможет полноценно заменить структуру, защищающую резидентов СЭЗ и всех предпринимателей полуострова в целом. А местные кабинетные чиновники в свою очередь ожидают, что прибывающие на места замминистров управленцы из Москвы дадут им «досидеть» более-менее спокойно. Однако, судя по наметившейся в последние месяцы тенденции (несколько министров уже сняли, а некоторым выдвинуты обвинения в превышении полномочий и получении взяток), работать они будут недолго.
В отличие от крымских управленцев, будущее которых уже более-менее понятно, у кремлевских управленцев еще есть возможность провести «работу над ошибками», трезво оценив все неучтенные риски и допущенные просчеты в проекте «Крым».
Ася Строганова
Источник: znak.com