Обстановка в Германии, как и в Европе в целом, всё больше выходит из русла привычного спокойствия, которое ещё недавно казалось нормой. Похоже, канули в прошлое времена, когда европейские политики с чувством собственного превосходства рассуждали о притягательности европейских ценностей, успехе уникального интеграционного проекта и т.п.
Начался процесс (подчеркнём: это только начало!), который может привести к Большому взрыву европейского универсума. Лавина мигрантов обрушилась на Европу не потому, что они стремятся в лоно демократии, и даже не потому, что они во всех случаях бегут от войны. Нет. Большинство тех, кто едут сюда, просто хотят устроиться получше. Им кто-то обещал, что в Германии это возможно. Поражает отлаженность процесса. Устремившиеся в Европу люди отлично организованы и информированы. Педантичные немцы посчитали по головам и выяснили, например, что во вторник 15 сентября специальный железнодорожный состав Мюнхен — Берлин привез в немецкую столицу не 518 беженцев, как ожидалось, а 339. 179 человек за время пути сбежали и рассеялись по территории Германии. Нажали на стоп-кран сначала в Биттерфельде, в другой раз — около Дессау… Не желают беженцы регистрироваться в создаваемых для них в ФРГ новых распределительных центрах регистрации и приема беженцев!
Немцы бросились на поиски беглецов, даже с вертолетом. Кое-кого словили и принудительно отвезли на регистрацию. Журналисты пишут, что мигрантам хочется не оставаться в Германии, а попасть в Швецию: дескать, в этом причина их уклонения от регистрации. Объяснение явно притянуто за уши и похоже на неловкую попытку предотвратить панику. Те, кто дёрнули стоп-кран и бежали с поезда, вряд ли нуждаются во встречах, организуемых простодушными волонтёрами, и вряд ли станут прилежно посещать курсы обучения немецкому языку. Видно, не читали немецкие журналисты трактат своего великого соотечественника Иммануила Канта «О мнимом праве лгать из человеколюбия» — вот и лгут всем вокруг, а может быть, и себе, что всё будет хорошо. Будет ли? Только за одни сутки 15 сентября число беженцев, перешедших границы Германии, возросло вдвое и составило 7266 человек…
Пусть в Швеции беженцы могли бы устроиться лучше, чем в Германии, но всё же в Германии им лучше, чем, скажем, в Венгрии или Чехии, через которые они проскакивают, не задерживаясь. СМИ сообщают, что, натолкнувшись на пограничные укрепления вдоль участка венгерской границы, беженцы ищут пути в Германию через Хорватию и Словению. Венгерский премьер Виктор Орбан — едва ли не единственный европейский лидер, который не боится называть вещи (по крайней мере, некоторые) своими именами. В интервью немецкой Bild он сказал, что людей, которые ринулись в Европу, обманули дважды: их обманули контрабандисты, которые делают бизнес на перевозке людей, и их обманули европейские политики, посулившие лучшую жизнь и возможность остаться в Европе.
Орбан резонно напоминает, что многие беженцы приехали оттуда, где они находились в безопасности, — из лагерей для беженцев в Иордании, Турции и Ливане. Если не принять мер, говорит он, поток не остановится: поедут из Пакистана, Бангладеш, Мали, Эфиопии, Нигерии. Поэтому на фоне бездействия Еврокомиссии венгерский премьер принимает свои меры: после того как власти его страны перекрыли границу с Сербией, Виктор Орбан заявил 17 сентября, что Венгрия начинает возводить стену на границах с Румынией и Хорватией.
Германия и Франция все еще твердят о «справедливом» вкладе в оказание помощи беженцам, то есть о введении квот Еврокомиссии, предписывающих, сколько какая страна должна разместить у себя мигрантов. А пока суд да дело, Берлин и воодушевленные его примером Прага с Братиславой занялись восстановлением приграничного контроля. «Первая статья венгерской конституции гласит, что немецкий канцлер всегда все делает правильно», — иронизирует Орбан и тут же уже серьёзно заявляет, что при наличии открытых границ невозможно удержать людей, скажем в Прибалтике, если они пробиваются в Германию. И в этом он прав. Эпизод с остановкой поезда Мюнхен — Берлин говорит о том, что у беженцев свои, заранее размеченные маршруты.
Невозможно согласиться с Виктором Орбаном в другом: «Ведущие европейские политики, — говорит он, — в данный момент времени живут в вымышленном мире. Они не имеют ни малейшего представления о реальной опасности, которую означают для нас мигранты». Отнюдь! Ведущие европейские политики — менее всего мечтатели, они не без оснований рассчитывают, что сохранят контроль над ситуацией. Какими средствами и какой ценой — другой разговор. Пока мигранты встречают госпожу бундесканцлерин аплодисментами, как это было в берлинском районе Шпандау, где на днях она изволила посетить общежитие. А немцев успокаивают тем, что сейчас успешно ведутся разработка и внедрение высокотехнологичных систем слежки. В этом году на конференции Future Security(ежегодное мероприятие, проходящее в Берлине с участием высокопоставленных чиновников Министерства обороны и предприятий ВПК) будет представлена система нового поколения, позволяющая контролировать массовые скопления народа, идентифицировать отдельных людей и транспортные средства и даже конвоировать нарушителей. Да, беженцы меняют Германию и делают это быстрее, чем можно было представить.
Мы недаром вспомнили о Большом взрыве. Только что свою версию этой теории предложил Вольфганг Ишингер, бывший дипломат, с 2008 года возглавляющий работу ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности. Ишингер — фигура не случайная, его считают серым кардиналом немецкой внешней политики. И он полагает, что Большой взрыв грядет, но не в Европе (спите спокойно, жители Берлина, Мюнхена, Кёльна…), а на Ближнем Востоке. Поэтому, говорит Ишингер, надо «всерьез обсудить» варианты военного решения сирийской проблемы, не исключая варианта отправки в Сирию немецких солдат. Всё-таки годы, проведенные Ишингером на посту главы диппредставительства Германии в Вашингтоне, не прошли даром — он хорошо усвоил американский подход к решению конфликтов. Надо сказать, что в Берлине провокация Ишингера понравилась не всем, в том числе в правительстве. Министр по связям с развивающимися странами Герд Мюллер (ХДС) уверен, что при решении сирийского вопроса нужно делать ставку только на дипломатическую инициативу по линии Совета Безопасности ООН. Схожую позицию занимают социал-демократы, поддерживая усилия своего однопартийца — министра иностранных дел Штайнмайера.
Единства в федеральном правительстве по вопросу о беженцах нет. Да и откуда ему взяться, если Германия оказалась перед проблемой беспрецедентного масштаба? Пока что Ангела Меркель предложила разделить беженцев, проникших в Германию, на две части: те, которые прибыли не из районов ведения боевых действий, должны покинуть Германию, заявила она, выступая 17 сентября во Франкфурте. «Мы дадим защиту тем, кто в ней нуждается, остальным мы должны сказать: вы должны покинуть Германию до тех пор, пока вы не будете нуждаться в защите», — сказала Меркель. Если зловещее предсказание многоопытного Вальтера Ишингера о Большом взрыве на Ближнем Востоке сбудется, то тех, кто не нуждается в защите, там скоро не останется. Чем встретят эту новость Германия и остальная Европа?
Никита ТАТИЩЕВ
Источник: fondsk.ru