Поможет ли приток беженцев Германии справиться с дефицитом высококвалифицированных кадров и демографическим спадом? Канцлер считает, что да.
В среду, 9 сентября, в Бундестаге продолжались начатые накануне дебаты по проекту государственного бюджета на 2016 год. Первым пунктом повестки дня значилось утверждение бюджета Ведомства федерального канцлера. По сравнению с общей расходной частью (312 млрд евро) сумма эта весьма скромная — всего 2,25 млрд, из которых 1,1 млрд приходится на Ведомство федерального уполномоченного по культуре, 0,615 млрд — на Федеральную разведывательную службу и только остаток — на собственные нужды ведомства. Поэтому традиционно обсуждение этого пункта становится поводом для общеполитической дискуссии.
На сей раз в центре внимания оказалась проблема беженцев, включая меры, предпринимаемые федеральным правительством для её решения. Оценки и предложения высказывались разные, но показательно, что ни один из депутатов не предложил закрыть границы для соискателей убежища в Германии (повторюсь: заседание Бундестага состоялось 9 числа, тогда как о решении правительства временно закрыть немецко-австрийскую границу было объявлено только вечером воскресенья, 13-го).
Канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel), назвав решение проблемы беженцев «общенациональной задачей», заявила, что «люди, которые ищут и получают убежище в Германии, нуждаются в помощи с тем, чтобы они как можно скорее смогли приспособиться к жизни на новой родине — выучить немецкий язык и найти работу. При этом следует извлечь уроки из ошибок, допущенных в 60-е годы, когда Германия позвала гастарбайтеров, но не позаботилась о том, чтобы интегрировать их в немецкое общество».
В связи с резкой критикой со стороны земель и коммун по поводу разработанного правящей коалицией многомиллиардного пакета помощи беженцам канцлер заверила депутатов в том, что «Германия справится с нынешним вызовом, надо только как следует постараться».
«Ясно одно: мы не сможем жить дальше так, как жили прежде, — говорила Меркель. — Становится всё яснее, насколько тесно переплетены внутренняя, внешняя политика и политика помощи развивающимся странам. Если мы упустим что-то во внешней политике и в сфере поддержки развивающихся стран, то последствия этого будут ощущаться и во внутренней политике. Таковы реалии ХХI века. Нынешняя ситуация — начало, а не конец этого процесса. Но если мы сделаем всё правильно, то в конечном итоге мы только выиграем».
Одновременно Меркель призвала «не закрывать глаза на появление и укрепление настроений против миграции и на формирование „параллельных обществ»».
Как пишут немецкие СМИ, приток беженцев сулит стать не столько обузой, сколько обогащением Германии: среди них много высококвалифицированных специалистов, которых остро не хватает в стране, дефицит рабочих рук ощущается и в низкооплачиваемых отраслях. К тому же среди беженцев много семей с детьми и беременных женщин, тогда как в Германии рождаемость ниже, чем смертность.
Да, в Германии не хватает врачей, медсестёр, инженеров, учителей — далее можно перечислять чуть ли не весь список профессий. Их официально только более семидесяти. Да, Германия сейчас спешно расширяет сеть языковых и интеграционных курсов, в которую не мытьём, так катаньем вовлекут сотни тысяч молодых людей (как заявляла канцлер, только в этом году ФРГ примет 800 тыс. беженцев, а это, судя по публикуемым СМИ фото- и видеорепортажам, в основном, молодые мужчины и женщины).
Наверняка среди них есть и врачи, и учителя с инженерами. Но как по собственному опыту знаем мы, выходцы из бывшего СССР, от момента приезда в Германию до трудоустройства дистанция огромного размера (и это при наличии признанного здесь диплома, а ведь у большинства сегодняшних беженцев нет никаких документов). Что же касается вакансий в низкооплачиваемом секторе, то как-то не верится, что все эти сотни тысяч послушно ринутся их занимать. Но в чём не приходится сомневаться, так это в том, что рождаемость в Германии уже совсем скоро повысится. А также, вопреки призыву Меркель, сформируется ещё одно «параллельное общество».
Сергей Дебрер
Источник: rg-rb.de