Когда-то давным-давно (если конкретно, то в мае 2000 года) я стал одним из первых российских блогеров. Завёл в интернете ежедневный дневничок и, пародируя Коммерсантъ, назвал его «Диверсантъ-Daily».
Слова «блог» тогда ещё и в помине не было; называлось моё начинание то «сайт», то «колонка», то ещё бог знает как. Времена были благословенные: государство вообще едва знало, что такое интернет, и свои лапы туда не запускало. Пользователей в сети было относительно немного, и люди всё сплошь культурные, просвещённые, жлобья практически не попадалось.
Вокруг моего блога собралась целая община из разных городов и даже стран; мы периодически собирались — на квартирах, концертах, в «Китайском Лётчике» — общались, слушали интересную музыку.
Лет через 6-7 под напором всяких дел «Диверсантъ» увял; памятуя об этом опыте, я отказался от странички в ЖЖ, не стал лезть в Фейсбук и прочие соцсети. Но интернет достал меня с другой стороны.
Я время от времени печатаюсь в «Новой газете», выступаю по «Эху Москвы», относительно недавно стал вести блог на русском Би-би-си, около года пишу заметки для эстонских DELFI и Postimees.
На мои тексты и интервью приходят комментарии, причём довольно многочисленные (мне пару раз сообщали, что по читаемости-откликаемости я, типа, в первых рядах) — и я даже не знаю, радоваться этому или не очень. Величина аудитории возросла многократно, но примерно во столько же раз ухудшилось её качество.
Причин замусорения сети как минимум две. Одна — появление в интернете, некогда служившем только публике интеллектуальной и посвящённой, огромного количества совершенно случайных людей, которые ковыряются в сети от одиночества или нечего делать, и маются там дурью. Их право, конечно, но мне от этого не легче — тем более, что тут вообще ничего не поделаешь. Вторая причина — злонамеренная деятельность государства (мы говорим о рунете, поэтому государство — российское) и различных подконтрольных и инспирированных им компашек. Это я, разумеется, о так называемых «троллях».
Впервые я столкнулся с этим, поначалу загадочным, явлением около трёх лет назад. Поскольку я уважал свою аудиторию, то старался — по мере наличия времени и возможности — комментарии читать. И вот, стал я замечать одну странность: растущее число негативных постов, очень похожих по содержанию один на другой, но подписанных разными никами. Найти общие черты всех этих посланий было нетрудно; перечисляю.
1. Все они очень короткие. Причину этой «сестры таланта» я узнал много позже: у троллей имеется план по выработке, и весьма напряжённый — поэтому растекаться мыслью по древу особо некогда.
2. Практически никогда комментарии троллей не связаны с содержанием данного конкретного текста. Можно писать об Америке или Украине, музыке или путешествиях — отклик один и тот же.
3. О чём же тролли пишут, если тема блога их не волнует? (А скорее всего, они его и не прочли). Естественно, об авторе! Причём, пишут всё время одно и то же — видимо, методички обновляются нечасто.
4. В моём конкретном случае дежурный набор таков: человек-презерватив; плейбой; алкоголик-наркоман; бездельник и ничтожество; музыкой занимайся — в политику не лезь; трава/кокаин. Плюс к этому — «общая обязательная программа»: либерал, еврей, агент США.
5. Повышенное количество (даже в паре строк!) грамматических ошибок и опечаток; видно, что авторы торопятся.
Когда мне впервые рассказали о троллях, я отказался верить. Да кому я, или Шендерович, или Собчак на фиг нужны?? Кто станет усаживать людей и платить им зарплату за такую ерунду?! Да, недооценил я старательность наших держиморд и степень тотальности их вовлечённости в процессы. Хотя, скажу, честно пожимая плечами — я не вижу особого смысла в этой лихорадочной активности, особенно учитывая её масштаб.
(Этим летом, будучи в Питере, я специально заехал посмотреть на печально знаменитую Савушкина, 55: это очень большое современное здание с узким фасадом, но уходящее глубоко вглубь дворов. Был я там в воскресный вечер, но перед домом стояла толпа курящих и сновали микроавтобусы — то есть работа явно идёт без выходных. Ну да, враг не дремлет). Чего троллеводы хотят добиться? Переубедить читателей и слушателей? Это невозможно при таком качестве полемики. Запугать или деморализовать авторов? Даже комментировать смешно. Просто для галочки — что ведётся работа с «антипатриотическими» вылазками? Скорее всего. Но ведётся плохо.
Я далёк от мысли, что все злобные, оскорбительные и просто отрицательные комментарии пишутся исключительно наёмными троллями. Есть и другая разновидность оппонентов, которую я, по ассоциации с популярной рок-группой, называю «мумиями». Почему мумии? — ну, я представляю себе их (может быть, это ложный образ) седовласыми пенсионерками, любительницами Сталина; отставными военными; молодыми безработными, грезящими о «Новороссии»… примерно такой контингент, мне мало знакомый. Эти ребята пишут честно, от души.
В отличие от нищих студентов, пашущих в тролльчатниках, они искренне ненавидят Госдеп, жидов, голубых, фашистов и врагов Путина. Пишут помногу и часто по делу. Жаль, что спорить с ними абсолютно бессмысленно — их убеждённость фанатична и ревизии не подлежит. Таких значительно меньше, чем троллей; посты их гораздо забавнее, но пользы от их эпистолярия так же мало. Разве что терапия для самих авторов…
Бывают ещё и «анти-тролли»: они очень похожи на троллей своей лаконичностью и одинаковостью, только трудятся бесплатно и вместо «предателям либерастам — собачья смерть» постят «кровавому режиму — Гаагский трибунал». Тоже не больно интересно, хотя лозунги мне ближе.
Ну и какова мораль? — спросите вы. А такова, что вся эта новая сказка о городских сетевых троллях привела меня к малоутешительному финалу: я фактически перестал читать комментарии. Увы. Если Кремлю по какой-то блажи надо было именно это — считайте, добились. Но писать-то я буду!
Артемий Троицкий
Источник: bbc.com