Наиболее оптимальным вариантом уничтожения ИГ станет использование штурмовой авиации.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков не исключил возможности участия российских военнослужащих в военных операциях в Сирии. Правда, уточнил он, пока гипотетически говорить об этом сложно, но Москва обязательно рассмотрит такой вариант, если от Дамаска поступит соответствующая просьба.
Так Песков прокомментировал сделанное накануне заявление главы сирийского МИД Валида Муаллема. В частности, министр сказал, что Сирия «попросит Россию направить свои войска сражаться на стороне сирийской армии в том случае, если в этом возникнет необходимость».
11 сентября американский телеканал Fox News со ссылкой на источники в Пентагоне сообщил, что в аэропорту сирийского города Латакия якобы приземлились семь военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». Информация о том, что привезли «Русланы», разнится: на Западе говорят о военных грузах, в Минобороны РФ — о гуманитарной помощи.
Инцидент стал поводом для разжигания истерики вокруг якобы наращивания российского военного присутствия в Сирии. Вашингтону и Киеву тут же стали мерещиться «зеленые человечки», боевые вертолеты, танки, бронетранспортеры и гаубицы. Западные СМИ поспешили объявить, что у РФ есть в Сирии военная база и в скором времени появится еще одна.
В реальности никакой военной базы нет. В районе Латакии есть аэродром, используемый российской авиацией для доставки военной техники и гуманитарной помощи. Также в городе Тартус с 1971 года располагается 720-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ нашей страны.
Москва и Дамаск отрицают сообщения о переброске российских войск в Сирию. По официальным данным, военное сотрудничество двух стран осуществляется исключительно в рамках подписанных еще до войны договоренностей. В то же время, какое именно оружие и военную технику получают сирийские вооруженные силы, не уточняется. Этот момент является поводом для многочисленных спекуляций.
Лучше бомбить, чем высаживать десант
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов призывает не придавать излишнего значения тому, что Кремль положительно откликнулся на слова Муалемма о возможности прямой военной помощи Дамаску. Эксперт подчеркнул, что пока не понятно, о чем конкретно идет речь и в каком масштабе могут быть задействованы российские ВС.
«Наиболее оптимальным вариантом борьбы с ИГ станет использование штурмовой авиации: модернизированных Су-24 и современных Су-34, — рассуждает Коновалов. — Однако будет очень непросто разместить на сирийской территории даже пару полков штурмовой авиации. Здесь встанет вопрос безопасности. Ситуация нестабильная, линия фронта изменчива. Для размещения штурмовой авиации в Сирии потребуется организовать надежный периметр от террористов».
Коновалов считает, что Россия может также задействовать дальнюю авиацию — бомбардировщики Ту-22М3М и Ту-160. «Но удары ракет по постоянно разбегающимся боевикам будут не очень эффективной мерой. К тому же на территории, оккупированной ИГ, комбатанты перемешаны с мирным населением», — подчеркивает эксперт.
Директор Центра стратегической конъюнктуры полагает, что в случае необходимости оказания прямой военной помощи Дамаску стоит остановиться на потенциале штурмовой авиации. Однако для этого нашей стране придется договариваться о воздушном коридоре, а лучше всего заключить с Ираном соглашение о размещении ВВС на его территории — она наиболее удобна для нанесения ударов по позициям ИГ.
Коновалов убежден, что наиболее нежелательным вариантом было бы использование сухопутных сил в Сирии. «Проблема в том, что у России не получится ограничиться небольшим контингентом, потому что в условиях масштабных боевых столкновений он будет неэффективным. В любом случае придется наращивать группировку. Это приведет к значительным финансовым расходам и человеческим жертвам», — предупреждает эксперт.
Также Коновалов полагает, что отправка военных в далекую Сирию будет негативно воспринята российским обществом. В своих выводах аналитик отталкивается от неоднозначного отношения россиян к возможному вводу войск в Донбасс, ситуация в котором имеет огромное значение для безопасности РФ.
Америка поставила на курдов
Дискуссии вокруг роли России в урегулировании сирийского конфликта набирают обороты на фоне неудач США, посеявших хаос в арабской республике. Взятый Вашингтоном четыре года назад курс на политическую, материальную и военно-техническую помощь сирийским мятежникам оказался провальным.
Теперь власти США намерены существенно сократить поддержку вооруженной сирийской оппозиции. Американские СМИ со ссылкой на источники в Пентагоне сообщают, что Пентагон уменьшит финансирование повстанцев, а также урежет программу подготовки боевиков, воюющих одновременно с ИГ и войсками президента Сирии Башара Асада.
США планировали в течение трех лет «инвестировать» в мятежников около $500 млн. Теперь вооруженная оппозиция получит гораздо меньшую сумму. Также американские инструкторы будут готовить не 5 тысяч бойцов в год, а не более 500. Подготовленные США боевики будут вливаться в состав «уже имеющихся более крупных вооруженных формирований», под которыми подразумеваются отряды курдов.
Достоверность информации о сокращении помощи сирийской оппозиции подтверждается августовским материалом вашингтонского сетевого издания The Daily Beast. В статье говорилось о том, что отныне фаворитом США в сирийском конфликте являются курдские ополченцы. С вооруженной сирийской оппозицией Вашингтон станет поддерживать лишь формальные отношения. Ставка будет сделана исключительно на боевой потенциал курдов.
Представители Белого дома, Госдепа и Пентагона воздерживаются от комментариев. Официальная позиция США остается неизменной вот уже четыре года. Вашингтон требует ухода Асада и в этой связи оказывает всестороннюю помощь противникам легитимного президента арабской республики.
Нулевой результат от оппозиции Америка планирует компенсировать за счет гораздо более боеспособных курдов. Курдские силы самообороны оказывают достаточно успешное сопротивление исламистам. В частности, по информации американских СМИ, за последнее время они смогли отбить у ИГ 11 населенных пунктов, включая город Кобани, и негласно рассматриваются Пентагоном как «самая эффективная боевая сила в Сирии».
Формула победы над ИГ
Военный обозреватель Дмитрий Литовкин убежден, что США до сих пор не разобрались в хитросплетениях политики на Ближнем Востоке. Фактический отказ от поддержки оппозиции — проявление близорукости американской военно-политической стратегии. Боевики, которых готовил Пентагон, оказались не способными нормально воевать. Более того, часть из них перешла на сторону ИГ.
«Главную задачу по смещению Асада американцы не выполнили. В Сирии они пытались внедрить ливийский сценарий, считая, что арабской республикой правит «картонный диктатор», которого нужно только подтолкнуть и он обязательно упадет. Однако Вашингтон совершил грубую ошибку: поддержка Асада среди населения оказалась очень серьезной», — отметил Литовкин.
По мнению аналитика, ставка США на курдов является относительно безопасным вариантом для сирийского президента. «Судя по недавнему интервью Асада российским СМИ, у Дамаска с курдами нет никаких проблем. Нужно понимать, что курды борются исключительно за свою историческую территорию и на Дамаск не пойдут ни при каких обстоятельствах. Точно так же они не пойдут освобождать от ИГ земли, которые им никогда не принадлежали», — рассуждает Литовкин.
Иван Коновалов убежден, что формула победы над «Исламским государством» будет ясна в тот момент, когда Запад наконец-то определится, действительно ли он хочет уничтожить террористов или намерен продолжать их пестовать. Эксперт подчеркнул, что, пока Запад не займет внятную позицию, нашей стране не стоит перебрасывать войска в Сирию.
Источник: interpolit.ru