Когда я была классе в шестом-седьмом, у нас в школьной программе вдруг появились уроки эстетики. Это была сенсация. Вы только представьте себе среднюю в городе Душанбе, году эдак в 85, и там вдруг появляется такой предмет. Пробила (и сама вела) это Юлия Николаевна Хижняк. Она вообще была очень боевая женщина, и умудрялась провернуть довольно крупные и серьезные культурные проекты в городе. И вот она это провернула тоже. Я до сих пор даже представить не могу, как. Но уроки появились.
Представьте себе эту маленькую душанбинскую школу, и там — такая вот женщина, которая решила прививать детям эстетическое чувство и вкус. Одна идея чего стоит. К этому надо добавить, что она была очень красивая, и очень красиво одетая. Все наши девочки ею восхищались, мы между собой называли ее Мальвиной, и мечтали быть похожей на нее. 🙂 Помню, как мы шушукались во дворе, обсуждали, как она так красится и накручивается, и как такую прическу сделать.
Естественно ее уроки были для меня самыми любимым в школе. Одна из немногих отдушин. Я вообще школу не очень любила. Но вот на эту «эстетику» бегала с удовольствием. При этом мне там было легко, т.к. я была подготовленным ребенком — над моим эстетическим чувством уже довольно усиленно работали дома. Все равно и я там умудрялась узнать и попробовать что-то новое, и было интересно. А сейчас я вот вспоминаю и думаю — как же повезло тем детям, которыми она там успела позаниматься пару лет! Сколько красоты она для них открыла. Не только в окружающем мире, но и в себе. И главное — она была такая очень боевая и смелая — и учила детей тому же. Смелости и любви к себе.
А вспомнила я про нее почему-то, когда прочитала в топе пост о том, как было бы здорово, если бы во всех школах физкультура была бы каждый день. Или хотя бы 4 раза в неделю. Там автор поста было обрадовался, что у ребенка ввели 4 урока физкультуры в неделю, а потом расстроился, узнав, что один из них — теоретический, и они там не шевелятся, а сидят. А я подумала, что «А вот бы еще разок в неделю устроить детям какое-нибудь Танго!»
Помните фильм с Антонио Бандерасом, который учил детей в бедной школе танцевать танго. И объяснял, что он учит их не только чувству ритма и осанке, но и уважению к себе и к другим, и обращению с противоположным полом, и много чему еще.
А у моей бабушки в юности, в гимназии, были уроки хорошего поведения. Тоже здорово, разве нет? Правила приличия тоже знать не вредно, и как вести себя за столом, и как вежливо вести беседы, и куда какие ножки-вилки нужны за обедом. 🙂 🙂
А еще мне читательница одна недавно написала, что жаль, что с детьми не работают психологи в школе. И не рассказывают им о любви, об отношениях, о манипуляциях, обидах, трагедиях, горе, выражении своих чувств. К слову — в некоторых немецких школах уже появился супервижен в старших классах — это что-то похожее. Но на супервижене концентрируются на отношениях с коллективом, и мало обсуждают проблемы отдельной личности. И предмет «этика» в Германии тоже есть в старших классах. Но н тоже не совсем об этом…
А еще, а еще… Каких вам еще хотелось бы предметов для ваших детей в школе?
Источник: miumau.livejournal.com