Министерство финансов России предложило усилить налоговую нагрузку на нефтяные структуры за счет правки расчета ставки ключевого налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и повышения экспортной пошлины на нефть, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в понедельник, 21 сентября.
Эту идею Минфин высказал на совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева, которое прошло 18 сентября. Минфин вел речь о том, чтобы при расчете ставки НДПИ и пошлины использовать к одному из параметров формул — вычету (минимальному необлагаемому налогом уровню цены на нефть) — некоторый условный курс рубля к доллару, а не текущий курс. Таким образом, в 2016 году ведомство предлагает применить средний курс 2014 года, индексированный на инфляцию 2015 года, т.е. 43,8 рубля за $1. В будущем курс хотят индексировать на прогнозную инфляцию прошедшего года, следовательно, в 2017 году он составит 47,1 рубля, а в 2018 году — 49,8 рубля за $1. Это заметно ниже реального прогнозного курса Минфина на 2016-2018 годы, который составляет 63,5 рубля, 64,8 рубля и 65,8 рубля за $1. Из-за применения более низкого курса рубля реальная рублевая ставка НДПИ и пошлины увеличатся. Это может принести федеральному бюджету, по оценке Минфина, дополнительно 609 млрд рублей, 525 млрд рублей и 476 млрд рублей соответственно в 2016-2018 годах, но поступления налога на прибыль от нефтяников уменьшатся, что принесет ущерб региональным бюджетам.
«Будем настаивать на таких изменениях», -приводит слова одного из высокопоставленных чиновников Минфина газета «Ведомости».
Минфин считает, что девальвация рубля, которая произошла в 2014 году, создала комфортные условия для нефтекомпаний. Налоги компаний снизились, а рублевые расходы на поддержание добычи мало изменились. В итоге нефтекомпании улучшили свои позиции с точки зрения налоговой нагрузки и теперь Минфин, ищущий источники покрытия дефицита бюджета, предлагает изъять часть маржи, сформировавшейся из-за девальвации. Дополнительные поступления в федеральный бюджет в размере 400-500 млрд рублей в год позволят ведомству сохранить часть средств Резервного фонда и ФНБ, иначе все резервы могут быть исчерпаны к 2018 году.
Предложение Минфина противоречит обещанию президента России Владимира Путина не ухудшать налоговых условий до 2018 года. Министр финнасов Антон Силуанов также ранее сообщал, что в ближайшие три года налоговая нагрузка расти не будет.
«Минфин попросил дополнительный месяц для верстки бюджета — сразу стало понятно, что начнутся налоговые эксперименты. Это абсолютно запретная тема, даже в закрытых обсуждениях — лучше повысить пенсионный возраст», — передает недовольство одного из чиновников газета «Ведомости».
Собеседник РБК рассказал, что, по предварительным данным, корректировка формулы НДПИ может обойтись компании «Роснефть» дополнительно в 200 млрд рублей налогов в год, «Лукойлу» же это может обойтись в 100 млрд рублей. Он также отметил, что дополнительные платежи в федеральный бюджет могут спровоцировать заморозку новых перспективных проектов, в частности небольших и средних месторождений, в том числе в Восточной Сибири.
Ранее Минфин предлагал повысить пенсионный возраст с 2016 года, отмечая, что экономия для бюджета составит от 620 млрд до 1,3 трлн рублей за три года в зависимости от скорости повышения. Вице-спикер Госдумы Николай Левичев в ответ предложил ввести временный мораторий на изменения пенсионной системы.
«Вместо какого бы то ни было повышения пенсионного возраста необходимо ввести мораторий на любые изменения в пенсионной системе на несколько лет и закрыть эту тему», — заявил Левичев и добавил, что, если Минфин будет «угрожать» россиянам такими нововведениями, то это скажется негативным образом на социальном климате и экономической ситуации в стране.
Согласно расчетам Минфина, даже финансирование дефицита бюджета средствами ФНБ не решит проблемы дефицита: при цене $50 за баррель нефти дефицит в ближайшие три года превысит 8 трлн рублей, если не сокращать расходы.
Источник: forbes.ru