Сегодня: г.

На чем будут летать белорусские летчики?

«Военно-политическое обозрение» уже информировало о том, что Минобороны приступило к разработке очередного плана развития Вооруженных сил на ближайшие пять лет. Одним из приоритетных направлений в этом плане выделены ВВС и войска ПВО. Причем кроме ЗРВ и РТВ, серьезное внимание решено уделить авиации, а если быть конкретнее – техническому состоянию авиационной техники.

Не секрет, что сегодня львиную долю выделенных на оборону бюджетных средств силовое ведомство вынуждено тратить на поддержание боевой готовности и исправности самолетного и вертолетного парка авиации ВВС и войск ПВО. В экспертном сообществе давно обращают внимание на проблемы, связанные с безопасностью полетов и исправностью авиационной техники. Причем проблемы эти не новы и возникли не в одночасье. Причина одна – нехватка финансирования.

По экономическим причинам в феврале 2012 года были выведены из состава вооруженных сил фронтовые бомбардировщики и разведчики Су-24М и Су-24МР, а в ноябре 2013 года – истребители Су-27. Тогда в Минобороны все «списали» на нецелесообразность использования самолетов в виду значительных затрат на их эксплуатацию и большого расхода топлива. По мнению же большинства экспертов, главная проблема заключалась в выработке летного ресурса, на восстановление которого требовались значительные затраты финансовых средств, которых у Минобороны просто не было.

Поэтому из боевых самолетов сегодня в составе белорусской авиации остались штурмовики Су-25 и истребители МиГ-29. Кроме того имеются учебно-тренировочные – Л-39 и транспортные – Ил-76 и Ан-26.

Было бы вполне логичным вместо различных по задачам самолетов Су-24 и Су-27 закупить современные машины Су-34, Су-30 или МиГ-35. Тем более что тогда командующий ВВС и войсками ПВО генерал-майор Олег Двигалев озвучивал планы по замене авиатехники. По его словам, «с целью недопущения снижения боевого потенциала авиации планируется в перспективе перевооружение на истребители типа МиГ-35, Су-30. А для обеспечения своевременной подготовки летного и инженерно-технического состава и перевооружения планируется закупка в России в 2015 году учебно-боевых самолетов типа Як-130».

В итоге, ни Су-30, ни МиГ-35 так и не появились, зато в апреле 2015 года из России было поставлено первое звено учебно-боевых самолетов Як-130. Более того, в августе этого года генерал Двигалев сообщил, что Беларусь планирует закупить в России еще восемь самолетов данного типа, четыре из которых поступят уже в 2016 году по контракту, подписанному в ходе проведения авиакосмического салона МАКС-2015. Помимо этого командующий указал на «возможность замены парка состоящих на вооружении штурмовиков Су-25 на самолеты, созданные в конструкторском бюро Яковлева».

По-видимому, в Минобороны четко понимают, что на содержание авиации требуются значительные средства и пытаются в условиях ограниченного финансирования хоть как-то поддержать исправность авиационной техники и обеспечить боеготовность авиации ВВС и войск ПВО в интересах выполнения задачи по охране воздушного пространства. За счет проведения только капитального ремонта ситуацию не выправить. Необходимо обновлять парк самолетов. Можно только догадываться, но видимо в оборонном ведомстве посчитали целесообразным развивать свои ВВС путем принятия на вооружение авиационного комплекса на базе учебно-боевого самолета Як-130. Как говорится, «ставки сделаны».

В этой связи у любого разбирающегося в военной авиации может возникнуть резонный вопрос: сможет ли Як-130 полностью заменить Су-25? Ведь это, по сути, два разных по предназначению самолета: штурмовик и учебно-боевой. Тем более что изначально Як-130 планировался только для замены чешского Л-39.

Конечно, по первому и основному своему предназначению Як-130 – «летающая парта» – самолет для приобретения и поддержания у летчиков навыков пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, для обучения элементам боевого применения по воздушным и наземным целям.

Благодаря тому, что по своим летно-техническим и маневренным характеристикам Як-130 близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета, на нем можно готовить пилотов для самолетов, относящихся к четвертому и пятому поколениям, как российских (МиГ-29, Су-30, Т-50), так и зарубежных (F-15 и F-16, F-22, F-35, Eurofighter Typhoon и Rafale,).

Як-130 оборудован различными цифровыми системами с многократным резервированием, которые позволяют в учебных целях перепрограммировать характеристики управляемости и устойчивости самолета в зависимости от типа имитируемого летательного аппарата. Это дает экономию средств на использовании при выполнении учебных задач боевых самолетов, летное время которых обходится куда дороже.

При этом превратить Як-130 в любой из приведенных выше типов самолетов можно прямо в воздухе: для этого достаточно выбрать нужный режим в бортовой системе.

Между тем, как заявляют разработчики, потенциальные возможности Як-130 значительно шире, чем у обыкновенного учебно-тренировочного самолета.

Несмотря на малые размеры, эта машина может нести на 9 внешних узлах подвески до трех тонн вооружения (Су-25 на 11 точках подвески – 4,4 т.), включая ракеты классов «воздух – воздух», «воздух – земля», высокоточные бомбы, бомбы свободного падения, реактивные снаряды, пушечные контейнеры, а также внешние топливные баки.

Поэтому Як-130 на рынке авиатехники позиционируется конструкторами еще и как легкий штурмовик.

Конечно, в плане защищености экипажа он уступает Су-25, у которого бронекабина пилота выполнена из титана. Однако Як-130 имеет большую дальность действия – 1300 км против 500 км у «Грача». Да и учитывая количество огневых средств, используемых сегодня против авиации, от зенитных пушек и крупнокалиберных пулеметов до современных ПЗРК, не говоря уже о ракетных комплексах ПВО сухопутных войск, экипаж вряд ли спасет даже титановая броня Су-25.

К тому же опыт применения штурмовиков советского производства российской армией в военном конфликте с Грузией в 2008 году и вооруженными силами Украины в Донбассе показал значительную уязвимость Су-25 даже перед не самыми новыми ПЗРК. Как утверждают специалисты, там очень пригодился бы легкий штурмовик нового поколения, оснащенный современными прицельными и поисковыми комплексами, вооруженный высокоточными корректируемыми бомбами и управляемыми ракетами, способный поражать цели, не входя в зону действия ПВО. Так что у штурмового варианта Як-130 есть достаточно емкая ниша на рынке боевой авиации.

Кроме того, судя по имеющейся информации, в корпорации «Иркут» проводятся мероприятия по дальнейшему расширению боевых возможностей Як-130. На первом этапе будут улучшены характеристики радиооборудования и установлена новая обзорно-прицельная система. На втором – самолет получит радиолокационную станцию (предположительно БРЛС «Барс-130»). Она может быть вмонтирована в носовую часть самолета или в контейнерном исполнении подвешена под фюзеляжем. Это в свою очередь позволит расширить номенклатуру применяемого вооружения вплоть до включения в него ряда модификаций управляемых ракет класса «воздух – поверхность» Х-31 и Х-38. Боевую живучесть машины должна повысить установка легкого бронирования. Все это в совокупности расширит область применения самолета.

Вместе с тем, ряд экспертов с осторожностью высказываются относительно использования Як-130 в качестве многофункционального боевого самолета. По их мнению, как штурмовик он недостаточно защищен, а как истребитель – имеет недостаточную скорость.

Однако многие считают, что в современных условиях, когда все чаще происходят локальные военные конфликты низкой интенсивности, спрос на относительно недорогие и эффективные легкие ударные самолеты (штурмовики) будет только возрастать. Тем более, если на них появится возможность устанавливать высокоточное управляемое оружие.

И, соответственно, потребность в тяжелых штурмовиках (типа российских Су-25 и американских A-10) будет падать.

К слову, в августе этого года на белорусских Як‑130 было отработано применение высокоточного оружия – корректируемых авиационных бомб КАБ‑500Кр.

Просматривается и область применения Як-130 в качестве легкого истребителя. Как акцентируют разработчики, этот самолет можно использовать для борьбы с малоскоростными и маловысотными целями. Таковыми эксперты считают беспилотные разведывательные и ударные летательные аппараты, которые сегодня в больших количествах поступают на вооружение армий многих стран мира. По мнению аналитиков, в скором времени БПЛА станут доминировать над любым полем боя. И борьба с ними выходит на первый план.

Уничтожить небольшой беспилотник гораздо труднее, чем современный истребитель: они летают на малых высотах на небольшой скорости, коэффициент эффективного отражения мизерный. Использовать против них стандартные зенитные средства ПВО, включая тяжелые истребители-перехватчики, дорого и часто бесполезно.

И выполнить эту задачу при небольших затратах, как раз таки, может Як-130 в версии легкого истребителя, обладающий большим диапазоном скоростей, разнообразной номенклатурой вооружения и оснащенный современным прицельным комплексом.

Более того, как полагают эксперты, боевые возможности Як-130 могут расшириться и за счет разработок белорусских оборонщиков. Выпускаемые белорусами комплексы «Талисман» и «Сателлит» позволят значительно повысить эффективность защиты самолета от всех типов авиационных и зенитных ракет с активными, полуактивными и оптико-электронными головками самонаведения.

Как бы ни говорили злопыхатели о закате белорусской военной авиации, становится очевидным, что руководство Минобороны в условиях ограниченного финансирования, нашло, по-видимому, соломоново решение в давно назревшей проблеме обновления авиационного парка ВВС и войск ПВО. Ставка сделана на Як-130.

Причем военные, не в пример другим силовым ведомствам, со свойственным им прагматичным подходом и заботой о государстве, нашли, пожалуй, оптимальное решение – и новую технику закупили и сэкономили бюджетные средства. Ведь стоимость Як-130 несопоставима с ценами на Су-30, Су-35 и МиГ-35. А учитывая универсальность самолета, для Беларуси – это самый выигрышный вариант. Это выйдет намного дешевле, чем если отдельно закупать и эксплуатировать различные по предназначению самолеты марки Су или МиГ.

Конечно, будут появляться отдельные высказывания, ставящие под сомнение правильность такого решения. Но, как полагают эксперты, выглядит оно достаточно дальновидным.

Не исключено, что вслед за Су-25 на Як-130 будут заменены и истребители МиГ-29 по мере выработки ресурса. Останется лишь определиться с оптимальным количеством самолетов и решить вечную проблему с поиском источника финансирования их закупки.

Сергей Острына

Источник: belvpo.com

 
Статья прочитана 103 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору