Комитет по образованию Госдумы отказался выделить дополнительные деньги на увеличение стипендий и строительство школ.
29 ноября в присутствии главы Минобрнауки Ольги Васильевой комитет по образованию Государственной думы попытался разделить тощий финансовый пирог образования — бюджет на 2017 год. «Главными бенефициарами», констатировал по итогам глава комитета Вячеслав Никонов, оказались два вуза — Высшая школа экономики и РАНХиГС, получившие все, что запрашивали. А вот дополнительные средства на строительство школ и увеличения студенческих стипендий выделены не были.
Прежде всего отметим, что конструкция бюджета-2017 изменилась. И не сказать, чтобы в сторону большей ясности (к примеру, из него напрочь исчезла строка «на науку», и все «ученые» расходы теперь теряются в разделе «Общегосударственные вопросы».
Раздел «Образование» пока остался. Вокруг него-то и развернулась на заседании комитета нешуточная борьба.
Так, большинством голосов было отвергнуто предложение выделить 840 млн рублей на поддержку среднего и дополнительного образования. Да что там кружки! Даже на строительство школ члены комитета отказались выделить дополнительный 51 млрд рублей, хотя, как подчеркнул первый зампред комитета Олег Смолин, «того, что официально выделено, не хватит на выполнение указа президента по строительству школ».
Ситуация со стройкой действительно сложилась очень непростая. Следствием бэби-бума рубежа 2010-х годов стала уже просматривающаяся нехватка мест в школах. Причем в ближайшие годы она достигнет таких масштабов, что не спасет не только вторая, но даже третья смена.
Чтобы избежать коллапса, необходимо усиленно строиться. И в частности, уже в будущем году выделить на это средства около 70 млрд рублей. Однако реально, подчеркнула Васильева, «выделено 25 млрд, но, может быть, дадут еще». Впрочем, все оказалось гораздо сложнее, и дело не только в нехватке средств. Регионы, заявили министру депутаты, имеющие опыт руководства на местах, не в состоянии освоить даже выделенные суммы, «поскольку вся система субсидий устроена так, чтобы ими невозможно было воспользоваться в принципе: деньги выделяются на календарный год, а за это время школу построить невозможно. Так что 50 млн или 100 млн — дела не меняет: финансово-экономический блок всячески хочет сэкономить на этой программе».
Отказался комитет и выделить 20 млрд рублей на увеличение студенческих стипендий до прожиточного минимума (сейчас обычная академическая стипендия 2,4 тыс. рублей, социальная — 2,7 тыс., а повышенная академическая — 9,2 тыс. рублей), причем найти эти деньги Олег Смолин предлагал «за счет статей на правоохранительную деятельность, объем которых в России является одним из мировых лидеров».
Комитет не повелся на притязания Минкульта «отжать», по словам Никонова, у образования за 3 года 7,5 млрд рублей под предлогом реставрации архитектурных памятников, в которых располагаются многие вузы из хозяйства Мединского. В Госдуме поддержали главу Минобрнауки, заявившую, что реставрация должна идти не за счет образования, а за счет специально выделяемых средств.
Зато миллионные дополнительные средства получили программы, вроде «Развитие малых народов России». Кроме того, думский комитет по образованию поддержал выделение дополнительных средств 2 российским вузам — Высшая школа экономики и РАНХиГС, которые в результате Вячеслав Никонов назвал «главными бенефициарами»