Очередная миссия Международного валютного фонда начала свою работу на Украине 3 ноября. Речь идет о проверке реализации необходимых реформ для выделения Киеву кредита на $1,3 млрд до конца 2016 г.
В середине сентября МВФ выдал Украине третий транш кредита на $1 млрд, хотя это решение подразумевало нарушение собственных правил фонда, поскольку Киев, не погасив перед Россией долг по облигациям на $3 млрд, допустил технический дефолт и в таком состоянии страна не может претендовать на финансирование со стороны МВФ.
Но МВФ просто проигнорировал свои нормы, которые были неприкасаемыми не одно десятилетие, и до конца года Украина может получить $1,3 млрд, а в 2017 г. еще около $5,4 млрд.
Всего же программа финансовой помощи МВФ предполагает выделение $17,5 млрд за 4 года. В марте 2015 г. страна получила первые $5 млрд, а в августе еще $1,7 млрд. По итогам 2016 г. общий объем выделенных средств может составить $2,3 млрд.
Все условия сотрудничества Украины и МВФ прописаны в специальном меморандуме, хотя вопрос о выделении средства часто предполагает политический аспект, поэтому решение о выделении новых средств может быть принято даже при невыполнении отдельных пунктов меморандума.
Что МВФ потребовал от Украины?
Традиционно МВФ очень жестко подходит к необходимым изменениям на законодательном уровне по многим секторам.
Так, например, с 1 января 2017 г. Украина должна отменить специальный режим НДС для сельского хозяйства. То есть украинские аграрии лишатся льготного налогообложения, хотя их конкурентоспособность по сравнению с европейскими фермерами и так находится на крайне низком уровне.
Учитывая, что средний размер субсидий в ЕС составляет около 400 на 1 га сельскохозяйственных площадей, речь уже не идет о присутствии украинских товаров в Европе, хотя с новыми условиями даже на внутреннем рынке они могут оказаться неконкурентоспособными.
Также в стране продолжится рост цен. Ставки акцизов на крепкий алкоголь должны быть увеличены на 50%, пиво – на 100%, табачные изделия – на 40%, бензин и дизельное топливо – на 13%. Это означает, что реальные доходы продолжат снижаться, но темпы могут оказаться еще выше, чем сейчас.
Традиционно пострадают самым незащищенные слои населения, особенно пенсионеры, которые с 1 января следующего года должны будут платить с пенсии налог на доходы физических лиц в размере 18%.
И это не считая того, что число лиц, которые имеют право на досрочный выход на пенсию, сократится на 40% и повышен возраст досрочного выхода на пенсию до 57 лет. При этом со следующего года Киев должен контролировать размер доходов тех, кто получает различные доплаты, хотя механизм остается неясным.
В меморандуме отмечается, что будет введена «возможность для НАБУ использовать широкий спектр методов расследования, включая операции под прикрытием, перехват сообщений, доступ к компьютерным системам и контрольные поставки, не прибегая к использованию инфраструктуры других учреждений, а также защиту процессов регистрации досудебных дел и постановлений суда касательно ведения следствия путем ограничения доступа к информации кругом следователей НАБУ и антикоррупционной прокуратуры до момента передачи дела в суд или его закрытия».
Украина должна изменить гражданский и хозяйственный кодексы, чтобы дать законодательную возможность арестовывать счета еще до момента судебного решения.
И, конечно, когда идет речь о повышении доходов бюджета и сокращении расходов, подразумевается не только прямое изменение законодательства. Качество жизни украинцев будет снижаться планомерно, потому что этого требует МВФ. Теперь считается, что если в семье есть автомобиль, бытовая техника или банковский вклад, то субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг ей не положены.
Ожидается активное сокращение расходов на медицину, образование, культуру и общественный транспорт. То есть требования МВФ не ограничиваются повышением цен на газ, что жители Украины уже успели прочувствовать на себе. Согласно соглашению об ассоциации с ЕС и общим европейским требованиям внутренние цен на энергоносители не должны быть меньше импортных, то есть власти не имеют правда принимать меры для их снижения, так как это должен регулировать рынок.
Киев игнорирует МВФ?
Любопытно, что украинские власти часто просто игнорируют отдельные положение меморандума, хотя это может стать формальным отказом в дальнейшем кредитовании. Видимо, в Киеве нет особых сомнений в том, что деньги все равно выдадут, хотя этот меморандум фактически является руководством к действию. Именно от выполнения условий зависит перспектива выделения очередного транша.
Так, например, до октября 2016 г. Верховная рада должна была принять закон об открытии рынка земель сельскохозяйственного назначения, что укладывается в понятие либерализации рынка земли. Но 6 октября был принят закон, продлевающий мораторий на продажу земли до 1 января 2018 г.
Такая позиция депутатов удивительна, так как сейчас Украина живет исключительно от транша к траншу. Без финансовой помощи со стороны МВФ Киеву пришлось бы объявлять полноценный дефолт, а экономику, несмотря на вливание миллиардов долларов внешней помощи, никак не удается запустить, и любой шок может быстро вернуть ее в состояние рецессии.
Кстати, сами власти дают обещания, которые не соответствуют требованиям МВФ.
«Может устраивать, что большинство людей живут на минимальную пенсию? Меня это не устраивает… Следующее наше решение, которое мы должны сделать, — это осовременить систему пенсий, восстановить их в пенсионной системе социальной справедливости. Нас будут критиковать, что эти шаги будут достаточно волевыми и резкими. Мы будем делать резкие шаги, пока Украина не будет иметь серьезного экономического роста и люди не будут получать нормальные зарплаты и пенсии», — пообещал премьер-министр Владимир Гройсман.
Вместе с тем, размер минимальной пенсии на Украине должен быть увеличен с декабря 2016 г. до 1600 гривен, то есть более чем на 40%. Эксперты МВФ, помимо выполнения требований меморандума, также будут оценивать проект бюджета и целесообразность расходов правительства, поэтому решение о повышении пенсий еще может быть отменено. Это же касается и обещаний по поводу повышения заработных плат.
Сам МВФ, отличающийся достаточно позитивным взглядом на кредитуемые экономики, не торопится повышать прогнозы по Украине. Темпы ВВП в 2017 г. ожидаются на уровне 2,5%, а инфляция — в районе 8,5%. Что касается 2016 г., то в этом году экономика может вырасти на 1,5%, а инфляция составит около 13%.