Украина первой нарушила Будапештский меморандум, заявив о курсе на интеграцию в НАТО. Об этом на круглом столе в Киеве заявил чрезвычайный и полномочный посол Украины Александр Чалый.
«Все почему-то забывают, что в Будапештском меморандуме есть еще одна сторона – Украина. И никто не ставит вопрос – а выполняет ли Украина свои обязательства по Будапештскому меморандуму? И это – ключевой вопрос, потому что, если мы не выполняем или не собираемся выполнять их, то было бы несправедливо требовать выполнения от других гарантов.
Когда мы подписывали Будапештский меморандум, мы абсолютно четко руководствовались пунктом 2 нашей Декларации о государственном суверенитете, где было провозглашено намерение Украины руководствоваться в своей политике двумя принципами: принципом отказа от ядерного оружия и принципом принятия статуса постоянного нейтралитета. Именно в этом контексте и шло подписание Будапештского меморандума.
Он был связан, с одной стороны, с присоединением Украины к договору о нераспространении в качестве ядерной державы. Если посмотреть на суть Будапештского меморандума, то стратегические государства, которые несут ответственность за безопасность в мире, а именно, все члены Совбеза ООН, дали Украине согарантии.
Мы в дельнейшем могли всею внешнюю политику и политику безопасности базировать на Будапештском меморандуме. Но вы знаете, что в 1995-1996 годах у нас получилось такое понимание, что именно членство в НАТО будет самой лучшей формулой нашей безопасности. И всем, особенно тем, кто работал в МИДе, было понятно, что одномоментно вступать в НАТО и выполнять Будапештский меморандум невозможно — если вы вступаете в договор безопасности, который другой гарант воспринимает как угрозу своей безопасности, то каким образом он дальше может гарантировать вам безопасность? И это – ключевой вопрос.
Несколько раз мы использовали Будапештский меморандум. И, когда мы его правильно толковали, мы находили понимание — как со стороны США, так и со стороны РФ. В 2000 году США решили выйти из (договора о) ПРО. Они обратились к нам как к одному из участников ПРО, чтобы мы поддержали их позицию, Россия обратились к нам, чтобы мы поддержали её позицию. Мы были перед выбором или-или. Мы отработали и представили президенту Кучме документ, в котором была позиция – в вопросах стратегической безопасности Украина не может занимать сторону одного из гарантов, потому что в этом случае она утратит гарантии другой стороны в рамках этого вопроса. Мы эту позицию довели нотой до США и РФ и призвали их искать между собой компромисс. Все были удовлетворены, мы воспользовались положениями Будапешта.
В следующий раз мы его успешно использовали во время кризиса в Тузле. Были срочные консультации с нашими гарантами, и вопрос Тузлы был снят», – вспоминает украинский дипломат.