Российские власти платят за факт оказания медицинских услуг, а не за их результат, говорится в докладе The Economist Intelligence Unit. Это ставит отечественное здравоохранение в один ряд с медициной стран третьего мира
Российская система здравоохранения ориентируется не на результат лечения граждан, а на количество оказанных медицинских услуг. К такому выводу пришли эксперты международной аналитической компании The Economist Intelligence Unit (EIU). По их мнению, по этому параметру Россия схожа с Египтом, Индонезией, Нигерией, ЮАР, ОАЭ и Бразилией.
EIU — аналитическое подразделение британского медиахолдинга The Economist Group, в который входит одноименная газета. EIU занимается экономическими, политическими и социально-демографическими прогнозами. Компанией разработан рейтинг стран по уровню качества жизни, в котором Россия заняла 72-ю строчку из 80.
Аналитики сравнивают системы здравоохранения в 25 государствах с идеальной моделью, которую они называют ценностно-ориентированной. В этой модели государство платит за результаты лечения пациента, а не за оказанные медуслуги.
Это первый такой обзор от EIU. Эксперты изучили, насколько госзатраты на лечение пациента соотносятся с результатами терапии. Для исследования были выбраны 17 параметров: например, доступность медпомощи для всех слоев населения, общая политика государства в медицинской сфере, система клинических рекомендаций, на основе которой врачи выбирают подходящее лечение, и обучение медперсонала.
Россия получила высокий балл только за охват населения медицинской помощью. По всем остальным параметрам оценки средние и низкие. Минимальный балл составил ноль, максимальный — четыре.
Государственное страхование в России не покрывает все виды медицинской помощи, не обеспечивает население всеми необходимыми лекарствами, а качество лечения в некоторых случаях оставляет желать лучшего, указано в докладе. Меры по сокращению расходов привели к закрытию небольших медицинских учреждений и уменьшению объема страхового покрытия в рамках ОМС, резюмируют в EIU.
Среди положительных моментов эксперты отметили развитие московской Единой медицинской информационно-аналитической системы, которая позволяет записаться к врачу и посмотреть расписание работы медицинских учреждений в режиме онлайн. Несколько больниц перешли с бумажного документооборота на систему электронных медицинских карт IBM Lotus Notes. Также в EIU обратили внимание на запуск столичного сервиса электронных медицинских карт в рамках программы «Информационный город».
По итогам исследования 17 параметров были объединены в четыре категории, успехи государств по каждой из которых оценивались как низкие, средние, высокие и очень высокие.
По каждому из четырех итоговых параметров Россия получила самые низкие баллы. Это связано с тем, что оплата медуслуг в стране никак не зависит от результатов терапии, а власти не анализируют, как тратятся деньги на медицину. Кроме того, различные элементы системы здравоохранения слабо связаны между собой.
Единственная страна, получившая высший балл, — Швеция. Следом за ней идет Великобритания. Большинство стран получили низкие и средние оценки.
В Минздраве не согласились с выводами EIU о том, что ситуация в здравоохранении ухудшилась из-за сокращения финансирования. За последние годы объем ОМС увеличился, сообщили РБК в пресс-службе ведомства. В 2014 году он составлял 1 трлн 174 млрд руб., в 2015 году — 1 трлн 414 млрд руб., в 2016 году — 1 трлн 459 млрд руб. В 2017 году Минздрав планирует потратить 1 трлн 613 млрд руб.
Привязывать финансирование российской системы здравоохранения к результату лечения нельзя, полагает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. Это приведет к фальсификациям: медучреждения будут на бумаге успешно «лечить» здоровых граждан и получать за это деньги, уверен эксперт.
Такая проблема есть и сейчас: поликлиники и больницы получают оплату за оказанные медицинские услуги, поэтому приписывают гражданам посещения и процедуры, которых те не совершали и не получали. В связи с этим критериев оценки здравоохранения должно быть три: смертность, заболеваемость и удовлетворенность пациента, резюмирует Саверский.