Сенсация: хочешь — смейся, хочешь — плачь
Обнародованные на пресс-конференции в 1988 году римским кардиналом Анастасио Баллестеро научные результаты повергли слушателей в шок: Туринская плащаница, в которую по преданию было обёрнуто при погребении Тело Иисуса, снятое с Креста, была объявлена средневековой подделкой! Так, во всяком случае, утверждали учёные трёх лабораторий, исследовавшие узкую полоску её ткани радиоуглеродным методом. Они пришли к единодушному заключению: возраст полотна датируется временем окончания Крестовых походов, а именно 1260 — 1390 годами. Получалось, что в древний кусок льняной ткани никак не могло быть завернуто Тело Господа. Радостную для всех атеистов весть немедленно разнесли по миру все телекомпании и радиостанции, и в те дни многие христиане впали в уныние…
Для исследования учёные тогда взяли узкую полоску ткани размером 1, 6 см на 8, 1 см., и хотя «злые языки» утверждали, что не от самой плащаницы, а от средневековой заплатки на ней, спорить с энтузиастами радиоуглеродного метода в ту пору никто не решился. Первые сомнения появились, едва сторонники подлинности святыни оправились от шока. Дело в том, что полученные выводы не подтверждали, а противоречили всем предыдущим исследованиям, которые были не менее сенсационными.
Туринская плащаница
с нерукотворными отпечатками Христа
Во-первых: пыльца некоторых растений, обнаруженная меж волокнами плащаницы, принадлежала растениям из окрестностей Иерусалима, которые нигде, по мнению ботаников, более не встречаются. Во-вторых: опечатки монет, положенных по обычаю на веки Распятого, соответствовали мелкой римской монете времён Пилата, известной у нумизматов, и исследователям даже удалось прочитать с них часть фразы на латыни.
В-третьих: в плащаницу было завёрнуто Тело Человека, распятого на кресте, о чём свидетельствовали раны от гвоздей на запястьях и стопах. А ведь крестная казнь в Средневековье была неизвестна: её отменил в четвёртом веке римский император Константина Великий, принявший христианство. Можно продолжать и продолжать, но мы остановимся: если верить радиоуглеродному методу, получалось, что в средние века кто-то, желая имитировать распятого Христа, умертвил, пригвоздив к кресту, какого-то несчастного и завернул тело в плащаницу иудейской эпохи, одолжив у нумизматов две лепты Пилата. Прямо-таки целая мистификация… Куда менее кровожадная версия об искусной работе средневекового художника, нарисовавшего «отпечаток Господа» на полотне, к тому времени рассыпалась: на льняной ткани не было обнаружено никаких вкраплений краски…
Этот странный С14
Методу датировки по этому изотопу полвека: впервые его применил В. Либби в 1950-х годах, приобретя сразу массу последователей. Суть метода такова: изотоп С14 образуется в атмосфере при захвате нейтронов космического излучения ядром атомов азота. Затем из атмосферы С14 попадает в живые организмы, а после смерти накапливаться в них перестаёт и медленно, тысячелетиями, распадается. Измерив, зная время распада, его соотношение к другим изотопам углерода, можно датировать любую органику. Оригинально, конечно, да вот только на практике выходит порой нечто невразумительное. Например, при исследовании куска дерева, обнаруженного в строительном растворе одного английского замка, его возраст определён в 7 тысяч лет, хотя известно, что самому замку нет и 800 лет. При «датировке» замерзших тел тюленей, умерших 30 лет назад, радиоуглеродный метод дал возраст в 4, 5 тысячи лет. И такие казусы встречаются нередко. Как после этого можно верить датировке по С14 плащаницы из Турина, не понятно…
Разочарование в методе, ещё недавно считавшемся неоспоримым, только увеличилось, когда в 1989 году в Англии ещё раз была проведена проверка точности радиоуглеродного метода. Для её оценки было привлечено 38 лабораторий из разных стран мира, которые исследовали образцы дерева и торфа с заранее известным возрастом. Удовлетворительные результаты были получены лишь… в 7 лабораториях, а в остальных датировка была весьма и весьма далёкой от истинной…
Несколько лет назад немецкие учёные выпустили книгу «Крах С14», в которой утверждается: к великому сожалению, доверять радиоуглеродному методу в датировке исторических предметов не приходится. Недопустимо, скажем, датировать таким способом кумранские манускрипты или египетские мумии — неизбежны ошибки с широким временным разбросом. Этот метод применим лишь для «доисторических» предметов, таких как, скажем, мёрзлые туши мамонтов, где ошибка в тысячу лет не играет существенной роли.
Сколько же в плащанице С14?
Возвращаясь к Туринской плащанице, заметим, что содержание С14 в окружающей природе неравномерно и избыток может «загрязнять» исследуемый предмет. В частности, плащаница в Средние века сильно пострадала при пожаре: собор, где она хранилась, горел, и серебряный ковчег со святыней с одного края раскалился докрасна. Расплавленный металл тогда прожёг ткань в нескольких местах, а дым, сажа и копоть, в которых полно С14, осели на полотне. Кто теперь посчитает, насколько изменилось тогда содержание нашего изотопа? Учёные, во всяком случае, это в расчет не брали.
Или другой фактор. Выяснилось, что содержание изотопа С14 резко увеличивается при термоядерных взрывах, а с той поры, когда в ходе испытаний в атмосфере и на земле были взорваны десятки подобных бомб, его содержание в земной атмосфере увеличилось в 2 раза. Учитывали это наши учёные головы? Да нет, позабыли…
Можно бы в связи с применением ядерных бомб провести некую аналогию: в Хиросиме после атомного взрыва тоже обнаружили «нерукотворные» изображения, что сближает их отчасти с «отпечатками» на плащанице: на стене здания остались «тени» маляра, макающего кисть в ведро с краской или возницы, погонявшего кнутом лошадь. Образовались они в момент вспышки ядерного взрыва, когда люди находились между ним и стеной здания.
Возможно, внутри плащаницы тоже произошла некая реакция, не скажем, конечно, что ядерная, которая, с одной стороны, увеличила содержание С14, а с другой, «обрисовала» на полотне то Тело, что было в неё обёрнуто. Во всяком случае, такая гипотеза была обнародована на конференции, проходившей в американском городе Альбукерке в 1977 году, где было заявлено: изображение Человека могло появиться на ткани в результате «вспышки» неизвестной нам энергии, случившейся при воскресении, когда Божественное Тело прошло сквозь ткань.
И ещё: пусть холодный ум учёного докажет, что Туринская плащаница — подлинный саван Христа, и что Господь воскрес, пройдя сквозь неё, как свет проходит через стекло, это нисколько не приблизит неверующую душу к Спасителю. Нужно полюбить Христа, а это гораздо труднее.