Система «Платон» действует в России уже почти год. Учитывая значительный общественный резонанс, стоит рассмотреть некоторые результаты работы системы. Напомним, что через «Платон» взимается плата с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн в счет возмещения вреда федеральным автодорогам общего пользования. Система была введена в действие с 15 ноября 2015 года и распространяется на 50 774 км федеральных автомобильных дорог.
По словам руководителя Росавтодора Романа Старовойта, за год работы «Платона» в системе зарегистрировались около 80 процентов перевозчиков. Пользователям выдано 570 тысяч бортовых устройств, также оформлено более 10,5 миллиона маршрутных карт.
На 7 ноября нынешнего года с помощью «Платона» было собрано более 15,4 миллиардов рублей. Первые собранные средства уже в мае были направлены на ремонт дорог, находящихся в наиболее критическом состоянии. Ремонтные работы полностью завершены в 37 российских регионах.
Впрочем, в Росавтодоре отметили, что процесс не везде идет гладко. В качестве примера была приведена ситуация в Твери и Бологом, где ремонт был завершен только на 40 процентов. В связи с чем в ведомстве настоятельно рекомендовали чиновникам жестко контролировать действия дорожных служб, дабы не допустить укладки асфальта среди луж и снега.
Кстати сказать, жесткий контроль за качеством выполняемых работ как раз является следствием повышенного общественного внимания к теме «Платона».
Критики системы приводили еще один аргумент — повышение стоимости перевозимых товаров, что в конечном итоге отразится на рядовых потребителях. По факту ничего подобного не произошло. Как заметили в Росавтодоре, «изменение стоимости товаров не превысило доли процента».
В настоящее время действует тариф 1,53 рубля за один километр пути. Минтранс РФ подготовил проект постановления о поэтапном повышении тарифа системы «Платон»: с 1 февраля 2017 года его планируется увеличить до 2,61 рубля за 1 км пути, с 1 июня 2017 года — до 3,06 рубля.
Конечно, ввод в действие системы не обошелся без технических накладок. Однако Россия в данном случае отнюдь не идет своим, оригинальным путем, отмечает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
«В принципе, такие системы работают во всем мире — в частности, в Европе, в Германии давным-давно такая система работает. Никому не нравится платить лишние деньги, но это данность. Весь мир пошел по этому пути, мы только повторяем», — сказал он.
Помимо вышеприведенных цифр, можно назвать и другие аргументы. Владельцы транспортных компаний, например, получают детальную информацию о планируемых и фактических маршрутах движения грузовиков. На основе чего, кстати, можно и обсуждать с чиновниками реальные, а не теоретические проблемы. Примером служит тот же контроль за ремонтом дорог.
Владельцы грузов получают полную информацию о намеченных и реальных маршрутах перевозок. И было бы очень странно, если б их это не интересовало…
Максимальная оптимизация маршрутов — еще один путь снижения издержек. Да, не всегда есть желание заниматься решением этих проблем. Но ведь «нежелание» не означает, что делать не надо, не так ли?
Создание системы мониторинга, к слову, одна из наиболее актуальных задач, которую можно решить в том числе и с помощью «Платона».
В общем, едва ли станет новостью сообщение, что из-за протяженности российских дорог и, главное, их состояния затраты на перевозки порой бывают колоссальными. Развитие системы мониторинга позволит оптимизировать маршруты. И оперативно решать возникающие проблемы.
Еще один нюанс — «Платон» позволяет жестче контролировать иностранные автотранспортные компании на российском рынке. Против чего отечественные перевозчики едва ли будут возражать.
К слову, когда говорят о системе, почему-то не вспоминают про владельцев легковых автомобилей. Хотя их состояние дорог и трафик волнует не меньше, чем владельцев транспортных компаний и водителей грузовиков.
Разумеется, внедрение «Платона» сопровождалось проблемами, в том числе и чисто технического характера. Но ведь система не статична, постоянно совершенствуется. И в конечном счете, решать проблемы с ее помощью будет куда проще.