Что новый глава Белого Дома сможет предложить Москве.
Политику США ждет резкий разворот. Та стратегия сохранения мирового доминирования, которой восемь лет придерживалась администрация Барака Обамы, очевидно, не работает. Поэтому американские элиты решили, пора что-то менять … и к власти пришел Дональд Трамп, готовый «уступать» России и сосредоточить основные усилия на борьбе с Китаем. Но насколько эти «уступки» искренни? И зачем России ради них ломать свою внешнеполитическую доктрину?
Разрыв союза Китай-Россия — главная цель любого правительства США
Два великих ума американской старой политической элиты Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский в унисон говорят одно и то же. Главной причиной утери США их веса в геополитике является выстраивание тесных и даже союзнических отношений между двумя главными государствами Евразии — Россией и Китаем.
В 1970-е Китай из союзника Союза превратился во врага. Именно их разъединение (кстати, идея принадлежала Генри Киссинджеру) стало в конечном итоге одной из главных причин поражения СССР (старой Евразии) в холодной войне. И сегодня, очень похоже, что новая администрация в Белом Доме хочет повторить этот маневр, только с точностью до наоборот. Она будет всячески убеждать Россию оставить Китай один на один против США. И для этого они будут готовы пойти ей на огромные «уступки».
«Уступки» для России, но в пользу США
Что же может прямо сегодня предложить Вашингтон России. На бумаге много, но по сути — ничего.
Во-первых, это конечно снятие экономических санкций. Сегодня только оголтелым до полного маразма украинским «патриотам» кажется, что режим санкций мешает России развиваться. А между тем, именно они были тем недостающим звеном, которое было нужно РФ для обретения полной экономической независимости. Внешняя проблема ускорила процессы автаркизации российской экономики, после которых воздействовать на нее привычными средствами Вашингтон уже не может. Очень симптоматично во время апрельской прямой линии 2016 года Владимира Путина выглядела просьба российских фермеров. Они желали только одного, чтобы как можно дольше был сохранен режим экономических санкций против России.
Очевидно, что США, чтобы окончательно не утратить такой важный рычаг воздействия, пора начинать процесс смягчения, а еще лучше полного снятия санкций. И понятно, что подать это надо в виде уступки Москве…
Во-вторых, ПРО. 25 октября 2016 года Россия провела полностью удачное испытание своей новой гиперзвуковой боеголовки для баллистических ракет. С ее появлением, создаваемая так долго, упорно и за огромные деньги система ПРО США стала бессмысленной. В нее уже вложены десятки миллиардов долларов, а предстоит вложить еще больше (по приблизительным подсчетам не менее 100 миллиардов.)
Просто взять и от всего этого отказаться Штатам не позволяет престиж. Но отказ от ПРО очень легко оформить в виде еще одной важной уступки России.
Между тем для Москвы эта проблема на сегодня утратила свою актуальность. Нет не полностью, но в значительной мере. И в то же время, Россия не против, чтобы США тратили впустую огромные деньги и поступаться ради этого своими жизненными интересами. Дураков нет.
В-третьих, Украина. Здесь у Дональда Трампа вообще не может быть никаких сантиментов. Он ничего не обещал постмайданному правительству в Киеве. Более того, оно само сделало все, чтобы нагадить ему во время избирательной кампании. В этой ситуации он с удовольствием сдаст киевские власти вместе со страной под патронат Москвы…
То есть еще раз попытается сыграть в вариант «пророссийская» Украина с проамериканским ставленником во главе (как это было в 2010-14 годах). Это будет преподнесено как очередная уступка американской администрации, которая с удовольствием согласится на компромиссную с Москвой «пророссийскую» кандидатуру нового лидера страны.
Зачем это им нужно? Чтобы, как и в прошлый раз, весь негатив, который сотворили на Украине «проамериканские» шестерки в Киеве, был со временем перекинут на Москву. Не стоит забывать, что Пол Манафорт, главный политтехнолог Трампа, был и главным политтехнологом Виктора Януковича, а значит, именно он уже один раз и проворачивал этот вариант. Зачем это надо Вашингтону — понятно. Непонятно — зачем это надо Москве.
Итак, на камеру все будет выглядеть красиво и эффектно: США отказываются от ПРО, от давления на Россию при помощи режима санкций, от Украины. То есть от тех направлений, где они полностью проиграли, а взамен хотят вполне реальных уступок от России в Европе, на Ближнем Востоке. А главное, они попытаются вбить клин между Москвой и Пекином.
Не стоит забывать, что по словам двух уже упомянутых выше зубров американской политики, после заключения между Россией и Китаем стратегического союза, главной задачей Вашингтона должно стать недопущение в его состав объединенной Европе. После этого США в восточном полушарии делать будет уже нечего и придется реально возвращаться в XIX век, то есть к доктрине Монро.
Китай, как главный враг США Дональда Трампа
В отличие от России, Китаю Дональду Трампу предложить нечего.
Во-первых, все последние годы Вашингтон усиленно давил именно Россию, а Пекин, отсиживаясь за спиной Москвы, в это время наращивал свое присутствие в мире. То есть не было точек конфликта, а значит, нечего и уступать.
А во-вторых, трамповский план реформ в Америке может быть осуществлен только против Китая и за счет самого Китая. Другого не дано. Восстановить свою экономику Вашингтон может, только вытеснив со своего рынка китайские товары. Более того, дальнейшее планомерное развитие экономики Поднебесной реально ставит вопрос мирового экономического доминирования. Если ее не удастся сбить на взлете (пусть и запоздало), то потом этого уже никогда не удастся сделать.
Без помощи России задушить Китай будет очень трудно. США контролируют морские пути подвоза сырья, но за последнее десятилетие Пекин развил альтернативные транспортные маршруты. Заключение же стратегических проектов по поставкам российских нефти и газа из Восточной Сибири, делает Китай во многом гораздо более устойчивым от блокады с моря, а значит более экономически независимым, в случае прямого столкновения его с Вашингтоном.
Да и без столкновениий поддержка с тыла со стороны Москвы чрезвычайно важна для Пекина (не менее важна, нежели обратная поддержка, которая была в последние годы).
Для России сейчас вообще складывается удивительно удобная ситуация. Вся логика геополитических изменений толкает США на столкновение с Китаем. Россия же и Китай при этом как бы меняются ролями. Основная тягота противостояния между Евразией и Америкой перекладывается на Пекин, а Москва будет снимать с этого свои дивиденды, как до этого несколько лет к ряду делал «за нее» ее верный союзник.