Почему преступники предпочитают оружие времен Великой Отечественной войны
Правоохранители все чаще констатируют наличие у преступников так называемого ископаемого оружия — пистолетов, автоматов и даже пулеметов времен Великой Отечественной войны. Как минимум два-три раза в год российская полиция изымает у подпольных оружейников приличные арсеналы — сотни вполне боеспособных стволов 70-летнего возраста и тысячи патронов. Хорошо, если это оружие навсегда осядет в тайниках мирных коллекционеров — ну, хочется кому-то иметь настоящий немецкий пистолет-пулемет или американский «Томпсон», причем в рабочем состоянии.
Но беда в том, что эти раритеты все чаще стреляют в криминальных разборках, особенно если выясняют отношения «молодые банды». И, по мнению аналитиков спецслужб, почти вдвое возросло применение старых стволов, в основном пистолетов, в заказных убийствах.
Убойно, дешево, бесследно
Собеседники корреспондента «РГ» в спецслужбах и правоохранительных органах объясняют сложившуюся тенденцию конъюнктурой «черного» оружейного рынка. Так вдруг сложилось, что в продаже появилось немалое количество пусть и не современных, но в отличном состоянии стволов последней мировой войны. Да, для современного общевойскового боя они уже вряд ли будут уместны — есть конструкции посовременней. Но для разбоя, «разборки» или убийства — сгодятся.
Самое главное — этого оружия много, оно дешево стоит и его невозможно идентифицировать. Ни один криминалист не скажет, кому принадлежит, допустим, пистолет ТТ или наган, из которого убили какого-нибудь «авторитета». А уж если стреляли из «люгера» или «вальтера» — тем более, ведь у нас никогда не заносили в пулегильзотеки трофейное оружие. Это вам не «макаров», взятый у убитого из-за угла полицейского, или украденный с армейского склада «калашников» — путь этих стволов проследить несложно.
Откуда дровишки?
А действительно, как возникло столь обильное оружейное предложение? То ничего не было, коллекционеры и начинающие бандиты, не имеющие денег на приличный «калаш», перебивались реставрированными находками «черных копателей». И вдруг — на тебе. Оказывается, все просто — из бывшей братской Незалежной.
Известно, что в Советском Союзе складировалось не только современное стрелковое оружие, но и устаревшее, времен Великой Отечественной. На всякий случай. Подавляющее большинство этого оружия за последние тридцать лет ушло на переплавку, в том числе в России. Но кое-где осталось, в основном на Украине. Там как-то руки не дошли — в основном распродавали относительно новые экземпляры, пока было что продавать. Ведь Украина при СССР составляла 2-й эшелон сил Варшавского договора, в арсеналах на ее территории хранилось стрелковое оружие и амуниция для десятка общевойсковых армий.
Если предложат сотню старых автоматов пл цене вдвое ниже, чем «калашниковы», то почему бы и не взять?
Но все хорошее однажды заканчивается. Теперь, видимо, пришел черед и совсем уж старых запасов. Вот характерный пример. В 50 километрах от Славянска есть город Соледар, а там — бывшая соляная шахта имени Володарского. Со времен СССР эта шахта превращена в один из крупнейших военных складов, где хранятся запасы оружия времен Первой и Второй мировых войн.
Есть информация, что здесь находятся на хранении около 3 миллионов стреляющих единиц — винтовок Мосина, пистолетов-пулеметов ППШ-41 и ППС-43, немецких пистолетов-пулеметов MП-38/40, пистолетов-пулеметов «Томпсон» образца 1928 года, автоматов Федорова, «Маузеров» 98k, американских «Гарандов» M1, пистолетов «маузера» и «кольта», пулеметов Дегтярева образца 1928 года, немецких пулеметов MG-34, MG-42 и даже знаменитые пулеметы «Максим» и «Льюис». Что очень важно, к каждому типу оружия имеется по два миллиона законсервированных патронов. Как известно, даже самый лучший в мире автомат, но без патронов — просто палка.
Все стволы находятся практически в идеальном состоянии. Причем дело не только в исправности и обильной смазке, но и в уникальных условиях хранения, возможных именно в соляных шахтах — в естественном постоянном температурном режиме и уровне влажности.
Охраняется эта бывшая шахта, с одной стороны, небольшим гарнизоном украинских вооруженных сил, с другой — блокпостом ополченцев. Этакий двойной контроль. Что там происходит на самом деле, никто не знает.
Еще в 2014 году было сообщение, что украинские десантники пытались убрать блокпост ополченцев. Но тут набежали вооруженные чем ни попадя шахтеры, и десантники от греха подальше погрузились обратно в свой вертолет.
А дальше все эти годы про склад никаких известий. Может, местные бандиты с той и другой стороны сумели договориться?
Просто бизнес
Аналитики спецслужб уверены — да, бандиты договорились, в том числе украинские и российские. Произошло даже демпинговое падение цен: если раньше автомат Калашникова на «черном рынке» стоил не менее 1000 долларов, то теперь его можно купить за 300 и даже за 150 долларов — в зависимости от состояния. Но если «калаши» в Россию выгодно поставлять и поштучно, то немецкие МП или советские ППС и ППШ — оптом. Скажем, если предложат сотню таких пистолетов-пулеметов с двумя тысячами патронов на каждый ствол по цене вдвое ниже, чем «калашниковы», то почему бы и не взять?
По данным спецслужб, в руках националистических формирований, в том числе запрещенного в России «Правого сектора», оказалось свыше 200 тысяч единиц стрелкового оружия с разграбленных армейских складов. Так как эти новые «герои Украины» никому не подконтрольны, то покидают боевые позиции по собственному усмотрению и с любым количеством стволов. И могут запросто это оружие не только применить при разбое, но и продать «клятым москалям». Ничего личного, просто — бизнес.
В принципе сделать это несложно — пограничные пункты между Россией и Украиной существуют только на дорогах. Отойди в сторону на 10 километров и спокойно переходи границу — контрольно-следовой полосы нет и вряд ли будет. И неси с собой все, что можешь унести.
Ситуация усложняется тем, что у МВД России сейчас нет никаких контактов с МВД Украины. Коллеги перестали обмениваться друг с другом оперативной информацией, тем более задерживать и выдавать преступников. И случается так, что «их» криминальные кадры скрываются в России. Но ведь у наших полицейских нет на таких «гостей» никаких ориентировок, тем более подробных досье. Вот и приходится усиливать подразделения сыска.
Появление на «черном рынке» необычно большого количества нелегального огнестрельного оружия заставило российскую полицию, в том числе и московскую, принять экстренные меры по борьбе с этим криминальным бизнесом. Известно, что в МУРе был реорганизован 11-й отдел, противодействующий организованным преступным группам и преступным сообществам, действующим в сфере незаконного оборота оружия.
Досье «РГ»
Эксперты в спецслужбах считают, что в России сегодня насчитывается более 2 миллионов единиц незарегистрированного оружия. И эта цифра, по их мнению, ежегодно увеличивается примерно на 10 процентов. А некоторые иностранные специалисты считают и это число заниженным, указывая другое — 10 миллионов «левых» стволов.
Есть и экспертная оценка о наличии на руках нелегального оружия и у населения Украины — примерно 5 миллионов стволов.