За два года недоимка по транспортному налогу выросла почти вдвое.
По данным Счетной палаты РФ, на 1 января 2014 года задолженность по неуплате транспортного налога (ТН) составляла 57 млрд рублей, а на 1 января 2016-го — уже 99,7 млрд. При этом большинство российских дорог не соответствуют требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, а количество ДТП по причине сопутствующих дорожных условий не снижается. В связи с этим Федеральной налоговой службе и регионам было рекомендовано разработать дополнительные меры по взысканию долгов с автовладельцев.
Ряд экспертов объясняют рост задолженности по транспортному налогу снижением реальных доходов населения и предлагают включить ТН в стоимость топлива. Другие же полагают, что дело — в недисциплинированности автовладельцев, и нужно усилить администрирование транспортного налога по аналогии с НДФЛ.
Пресс-служба Федеральной налоговой службы (ФНС) сообщила «Известиям», что сейчас должникам рассылают уведомления о необходимости погашения долга, взыскивают задолженность через суд и сообщают о ней работодателям. Также неуплата ТН грозит арестом имущества и ограничением выезда за границу. Проводятся и «иные альтернативные» мероприятия: например, должников вызывают на комиссии по урегулированию задолженности с участием правоохранительных органов.
Аудиторы Счетной палаты отметили, что 91% российских дорог — регионального и муниципального значения. По состоянию на 1 января 2016 года 61,9% региональной дорожной сети не соответствовало требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию (пропускной способности, уровню загрузки). Худшие показатели отмечены в Северо-Западном и Крымском федеральных округах (71,9% и 77,2%). А в пяти субъектах (Республика Калмыкия, Саратовская и Волгоградская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа) нормативным требованиям не соответствовало 90% дорожной сети.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин отметил, что транспортный налог — это одна из основных составляющих региональных дорожных фондов, за счет которых ремонтируются дороги, его неоплата напрямую сказывается на техническом состоянии дорожной региональной сети. По мнению эксперта, плохая собираемость ТН обусловлена недостаточным администрированием: если, например, НДФЛ проходит через бухгалтерию работодателя, то транспортный налог люди платят сами.
— В России в частном владении находится 40 млн автотранспортных средств. Никаких ног не хватит бегать за каждым, так что налоговая служба никогда с этим не справится. Здесь нужно усиливать администрирование, — пояснил Михаил Блинкин.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков уверен, что задолженность по транспортному налогу растет, потому что у людей просто нет денег.
— Граждане пытаются минимизировать траты семейного бюджета в условиях, когда всё больше растут расходы на содержание автомобилей из-за подорожания бензина и появления платных парковок, — сказал парламентарий.
По его мнению, обеспечить собираемость ТН можно, включив его в стоимость топлива. Такой шаг позволил бы еще и сэкономить средства, которые тратятся сейчас на содержание фискального аппарата, рассылку уведомлений и сопровождение судебных взысканий.
— Но главное — такая мера будет социально справедливой. Сейчас транспортный налог привязан к мощности двигателя. Считается, если у человека есть деньги на дорогую машину, то он в состоянии больше заплатить. Это совершено комиссарский подход. Часто отнюдь не состоятельные люди покупают подержанные машины с мощным двигателем, — пояснил Вячеслав Лысаков.
Он отметил, что ТН включен в стоимость топлива в 100 странах мира. Чтобы компенсировать выпадающую часть бюджета в случае его отмены, достаточно будет поднять цену на бензин на один рубль.
— Это будет выгодно не только, например, пенсионерам, которые ездят на машине летом на дачу, но и большим транспортным компаниям. Фискальная нагрузка у последних распределится на весь год, — сказал Лысаков.
Вице-президент Российского автотранспортного союза (РАС) Валерий Алексеев также считает, что транспортный налог не собирается из-за финансовых затруднений, с которыми в последние несколько лет столкнулись как граждане, так и компании, занимающиеся перевозками грузов.
— Состояние автотранспортного бизнеса напрямую зависит от товарооборота. В сложившихся экономических условиях некоторым компаниям и перевозить-то нечего. А фирмы, которым удалось остаться на рынке, выполняют перевозки практически по себестоимости. А так как транспортный налог — отложенный платеж, то его платят в последнюю очередь, — сказал Валерий Алексеев.
Как и Вячеслав Лысаков, полагает, что транспортный налог нужно включить в стоимость бензина. С одной стороны, это поможет добиться справедливости: чем больше ездишь по дорогам — тем больше платишь за их ремонт. А с другой стороны, такая мера сделает собираемость налога стопроцентной: не заправился — не поехал.
Первый зампредседателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов отметил, что объем дорожных фондов формируется не только за счет ТН, но и за счет доходов, от поступления акцизов на нефтепродукты и за счет трансфертов, предоставляемых субъектам из федерального бюджета. И эти средства не всегда используются целесообразно.
— Строительство и ремонт дорог ведется с нарушением технологий. Летом кладут асфальт, а весной он уже смывается, — отметил общественник. — Не секрет, что дорожное строительство — одна из самых коррупционных сфер. Чиновникам выгодно постоянно ремонтировать дороги.
Дмитрий Чугунов напомнил, что состояние дорог напрямую влияет на безопасность водителей и пассажиров. Михаил Блинкин возразил, что подавляющее большинство дорожных несчастий происходят по вине водителей.
— Из-за плохих дорог мы бьем машины, тратим свои нервы и деньги. Но если один выехал на встречку и врезался в другого, состояние обочины имеет мало значения. Это только сопутствующее условие, а не причина аварии, — сказал эксперт.
По данным Счетной палаты, в целом по России количество ДТП, произошедших по причине сопутствующих дорожных условий, год от года остается примерно на одном уровне. Так, в 2014 году произошло 18 759 таких происшествий, в 2015-м — 18 137, а за восемь месяцев 2016 года — 13 907.