Еще каких-то 20 лет назад мощным оружием, против которого нет противоядия, считались атомные и термоядерные бомбы. Сегодня в качестве супероружия XXI века ученые определяют самообучающиеся системы искусственного интеллекта. Но, как и ядерное, создание нового оружия по силам лишь ведущим державам мира.
Системы искусственного интеллекта способны стать оружием массового поражения XXI века. Для их работы, в отличие от атомной бомбы, не нужен ни уран, ни заводы, ни другие труднодоступные и потому дорогостоящие компоненты, а только кремний и электричество.
Важный фактор – разработку и собственно создание систем искусственного интеллекта невозможно отследить подобно тому, как МАГАТЭ и родственные ему ведомства отслеживают следы урана, плутония или других радионуклидов рядом с секретными объектами, скажем — в Северной Корее или Иране. Поэтому появление интеллектуального супероружия будет крайне сложно или даже невозможно предсказать и обнаружить.
Ученые приводят пример — политики и представители силовых ведомств Израиля, Франции и многих других развитых стран отрицают, что они разрабатывают подобные системы для ведения кибер-войн. Но в это невозможно поверить, особенно, после того, как Израиль с помощью компьютерного вируса Stuxnet сумел физически разрушить инфраструктуру иранской системы обогащения уранового топлива, состоящей из 1000 центрифуг, отбросив иранскую ядерную программу на несколько лет назад.
Создание интеллектуального супероружия — главная стратегическая задача развитых в технологическом и научном отношении нескольких ведущих держав мира.
Пока кибер-оружие официально упоминается лишь в доктрине НАТО, которая приравнивает кибер-атаки к оружейной агрессии и считает себя вправе ответить на нее тем видом оружия, которое сочтет нужным.
Вне рамок НАТО возможность создания кибер-оружия имеют лишь Израиль, Индия, Китай и Россия (по алфавиту).
По мнению российских экспертов, применение кибер-оружия делает уязвимой и атакующую сторону, так как жертва кибер-атаки может ответить аналогичным образом. Что, как считают эксперты, лишает смысла подобные атаки на государственном уровне. Но это совсем не так.
Те, кто имеет эффективное кибер-оружие для атаки, способен защитить себя от кибер-ответа. Это мы наблюдаем уже сегодня – атаки проходят лишь на плохо защищенные частные системы, в основном – электронную почту, что часто выдается за «взлом секретной базы данных». Но взломать секретные базы данных спецслужб развитых в этой сфере стран, таких как США, Великобритания, Россия, Израиль – не удается.
И потому страны, создающие супероружие XXI века, будут лидировать – до тех пор, пока их не нагонят отстающие. Аналогично тому, как это происходит сегодня с ядерным оружием.
Но ведущие страны к тому времени уйдут вперед – с новым оружием, имя которому, быть может, еще и не придумали.