Бюсты «Правителей России» в Петроверигском переулке Москвы оказались подозрительно похожими на работы петербургского мастера второй половины XIX века
Игорь Зотов
Чиновники в России никогда особыми чистоплотностью и стыдливостью не отличались, однако сегодня государственный цинизм достиг каких-то поистине раблезианских масштабов.
Вот, скажем, работает в России такой министр культуры Мединский, эхо от скандала с то ли сворованной, то ли несворованной диссертацией которого не утихло до сих пор. Казалось бы ему б отсидеться, покуда не забудутся научные подвиги, покуда послевкусие не исчезнет. Ан нет, не сидится министру от культуры: весь кипит, весь в трудах!
А как же министру не быть в трудах, когда в родной стране существует такой ушлый Учитель как «скульптор» Зураб Церетели?! Которому тоже ведь на месте не сидится.
Казалось бы в центре Москвы не осталось уголка, не изгаженного шаловливой рукой Мастера: то исполинский Петр лезет изо всех дыр, то медведи с иван-царевичами, а те — с лягушками…
И вот они встретились — два одиночества.
Встретились в некогда милом московском Петроверигском переулке, дабы в полном соответствии с названием обезобразить его «скульптурными» веригами.
И им это в полной мере удалось!
Только ленивый не отметил откровенно наглую небрежность работы Мастера: то бюсты правителей Руси двоятся, то надписи перепутают, не говоря уж о младенческой «технике» исполнения…
Цинизм пролегает, однако, еще глубже, он, мягко говоря, в откровенном «заимствовании» портретных образов.
Дело-то привычное, разве что не диссертация, а так сказать – визуализация…
Вот что пишет в газете Подмосковье без политики» кандидат исторических (не «мединских») наук Сергей Шокарев:
«29 мая с большой помпой в присутствии двух министров – министра образования и науки Ольги Васильевой и министра культуры Владимира Мединского была открыта Аллея правителей во дворе Музея военной формы одежды Российского военно-исторического общества в Петроверигском переулке.
Автором 33 бюстов правителей (от Рюрика до А.Ф. Керенского) является президент Российской академии художеств, известный скульптор Зураб Церетели, много творивший по заказу Правительства Москвы во времена Юрия Лужкова.
Вскоре после появления первых фотографий пользователи Фейсбука обнаружили сходство бюста Николая I с бюстом скульптора К.Д. Рауха (1841 г.), а затем нашлись и более странные (а может, и простые) сближенья.
Если не всех, то многих средневековых государей Церетели не мудрствуя лукаво заимствовал из аналогичной «государской» серии настольных бюстов брознолитейной мастерской Феликса Шопена, работавшей в Санкт-Петербурге во второй половине XIX в.
Грозный работы Церетели
Он же работы Шопена
В этом же ряду стоит и бюст Петра I, который Шопен впервые воспроизвел в 1860 г. с известной работы Мари-Анны Колло для головы знаменитого Медного всадника. Ну, положим, бюст Колло и даже Рауха – это неувядаемая классика, можно и слямзить.
А вот зачем Ивана Грозного изобразили эдаким Черномором? Неужели, не пришло в голову украсть бюст Герасимова? Или стилистика Шопена оказалась ближе по духу? Наверное, просто не стали заморачиваться. Заодно обратим внимание, что вместо «ИОАНН» на бюсте написано «NOАНН».
Из того, что я еще (не вдаваясь в детали) замечаю – «от Шопена» бюсты Ивана III, Бориса Годунова, Михаила Федоровича, Петра III и, думаю, еще много кого – внимательнее посмотреть не было возможности.
Правда, ума не приложу, откель взялся бритый красавец «Федор Иванович». Есть у меня скромное предложение, что слямзили его с какого-то неизвестного мне пока скульптурного изображения Лжедмитрия I. Уж больно похож.
Помнится, на родине современной скульптурной традиции – в античной Греции был такой царь Мидас, обладавший свойством превращать в золото все, к чему он прикасался. Сдается мне, что славная команда нынешних руководителей монументальной пропаганды в области отечественной истории тоже большие волшебники по части превращений. Отнюдь не в золото, хотя блестит, посверкивает и, видимо, немало стоит…»
Помнится, в покойном СССР бытовал такой анекдот:
«В социалистической Чехословакии учредили министерство Военно-морского флота. Недоуменный Брежнев звонит тогдашнему боссу этой страны Гусаку: «Вы че, ребята, с ума сошли? У вас же моря нет!» — А тот в ответ: «Но у вас в СССР же есть Министерство культуры…»
Увы, этот анекдот в нынешних мединско-церетелиевских реалиях выглядит невинным, как слеза младенца.