Протестная активность в российских регионах растет за счет проблем, далеких от большой политики, но критически важных для повседневной жизни.
В регионах России растет протестная активность и «продолжается ползучее ухудшение политических институтов», выражающееся в «уменьшении публичной конкуренции». Об этом говорится в очередном докладе Комитета гражданских инициатив (КГИ), который возглавляет Алексей Кудрин. Доклад составлен на основе мониторинга ситуации в субъектах РФ за первую половину 2017 года.
В исследовании отмечается, что протестная активность в регионах, в отличие от Москвы и нескольких других крупных центров, растет по большей части «за счет местных проблем, далеких от большой политической повестки, но критически важных для повседневной жизни граждан: социальные услуги, жилье, транспорт, занятость и др».
Наиболее сложная ситуация складывается в тех регионах, где имеет место сочетание негативных факторов в таких областях, как экономика, внутренняя политика региона и нарастают акции гражданского протеста. Не везде все эти факторы сходятся, но иногда двух из них достаточно, чтобы в регионе возникло напряжение.
«Низкое качество политических институтов и невозможность граждан через них влиять на власть может вести к постепенному вытеснению недовольства граждан в неинституционализированную сферу», — отмечают авторы доклада. Подобное, по их мнению, «отчасти можно было наблюдать в росте численности и расширении географии протестных акций молодежи в марте—июне 2017 года».
Сочетание ухудшения экономического состояния и внутриполитической ситуации в первом полугодии 2017-го характерно, например, для республики Коми. За это же время ухудшилась политическая обстановка и выросло число гражданских протестов в Дагестане, Чувашии, Алтайском крае, Кемеровской, Кировской, Курганской, Омской, Ростовской, Самарской, Тверской, Челябинской областях и Москве.
Достаточно высокие риски по домохозяйствам, бюджетам и производствам зафиксированы в таких довольно развитых регионах как Новгородская, Томская и Волгоградская области. Причем последняя признана наиболее проблемной.
Политическая ситуация ухудшилась в Адыгее, где произошла смена руководства регионального парламента и правительства, а затем и главы региона. Лихорадило и Кабардино-Балкарию, где заменили первых вице-премьеров местного правительства. В республике Марий Эл также произошла «цепная» смена руководства. В Татарстане отправились в отставку премьер и первый вице-премьер правительства республики. В Удмуртии после смены главы региона также произошли перестановки. В Чувашии поменялся спикер парламента и руководство города Чебоксары. В Якутии сменился глава правительства, на Кубани — мэр Краснодара, а в мае был задержан вице-губернатор Краснодарского края Юрий Гриценко.
В Пермском крае также были перестановки после смены главы региона. В Астраханской области сменились глава правительства и спикер облдумы, в Калужской — дважды менялся спикер Заксобрания, отправлен в отставку первый заместитель губернатора. В Новгородской области имели место перестановки после смены главы региона.
По данным экспертов, крайне нестабильной в административном смысле, остается Ингушетия с ее «непрекращающейся кадровой чехардой в правительстве региона». Они также отмечают сохраняющуюся кадровую нестабильность в Забайкальском, Камчатском, Приморском краях, Калининградской области, в Кузбассе, где был заменен мэр города Кемерово и спикер областного совета, а также первый вице-губернатор. Произошли в перестановки в правительстве Кировской области, Мурманской, Саратовской, Ярославской областях и Ненецком автономном округе.
Продолжаются, пишут авторы доклада, «перемещения чиновников с одной должности на другую в администрации Ульяновской области, реорганизация и кадровые пертурбации в системе местного самоуправления Московской области».
В первом полугодии 2017 года по сравнению с предыдущим полугодием 2016 года в регионах заметно выросла протестная активность. Согласно своей методике подсчета, эксперты КГИ оценивают ее на сегодня в 907 баллов вместо 733 баллов во втором полугодии 2016. Прирост, по их данным, достигнут, прежде всего, за счет протестных акций по двум тематическим направлениям: проблемам коррупции и работе правоохранительных органов (с 40 до 188 баллов), а также акций, посвященных проблемам жилья и коммунальных услуг (с 40 до 88 баллов).
В докладе констатируется, что «2017 стал годом радикального обновления губернаторского корпуса». За десять месяцев — с января по октябрь — сменилось 19 глав регионов — почти каждый четвертый губернатор. Причем из этих 19 губернаторов большинство — 11 человек — были сняты со своих постов за последние два месяца. Фактически, считают специалисты, центр в отношении российских регионов проводит политику внешнего управления, что неизбежно приводит к росту «внутриэлитных конфликтов» в регионах по линии «свои-чужие»».
Говоря о вероятных причинах такой политики центра, эксперты ставят под сомнение слова Владимира Путина, сказанные им недавно на Валдайском форуме о стремлении к омоложению губернаторского корпуса. По мнению авторов доклада, «действия Центра в отношении регионов можно описать как нацеленные, скорее, на краткосрочную перспективу и реактивные по своей природе попытки обеспечения большего контроля в преддверии выборов 2018 года».