Банк России после продолжавшейся 9 месяцев паузы возобновил денежную эмиссию на покрытие дефицита бюджета, следует из данных Минфина, опубликованных в понедельник.
В сентябре Минфин продал центробанку 2,39 млрд евро из Фонда национального благосостояния, сообщило ведомство в отчете о состоянии суверенных фондов.
За проданную валюту Минфин выручил 164,18 млрд рублей, которые были зачислены «на счет по учету средств федерального бюджета».
Эти средства представляют из себя чистую денежную эмиссию со стороны ЦБ, объяснял ранее экс-глава Минфина Алексей Кудрин: накопленная в Резервном фонде и ФНБ валюта никуда не тратится, она остается в собственности государства. Меняется лишь ее формальный владелец — с Минфина на ЦБ, который для ее конвертации печатает рубли по курсу и направляет в бюджет.
«Резервный фонд хранится в валюте на счетах Центрального банка и продается Центральному банку. Центральный банк для покупки (этой валюты) печатает деньги, идет эмиссионное финансирование», — говорил Кудрин в интервью «Интерфаксу».
Эти операции начались в 2015 году с Резервного фонда — для конвертации накопленной в нем валюты ЦБ напечатал 2,1 триллиона рублей. В 2016-м станок запускали в апреле, мае, августе (каждый раз «печатая» по 390 млрд рублей), а затем — в декабре, когда объем эмиссии подскочил до 966 млрд рублей.
В 2017-м году на фоне роста цен на нефть «печатный станок» ЦБ находился в режиме ожидания с января по август и был запущен в сентябре, когда Минфину понадобились деньги для выплаты пенсий.
Операции с валютой из ФНБ были проведены «в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации», объясняет ведомство. Ежегодно 44 млн российских пенсионеров требуется около 7 трлн рублей, из которых ПФР платит лишь половину, а 3,6 трлн — федеральный бюджет.
Суммарно с начала 2015 года «печатный станок» центробанка обеспечил бюджету 4,4 триллиона рублей. Согласно закону о бюджете, в текущем году такая подпитка должна составить 1,1 трлн рублей, при этом валюта в Резервном фонде будет исчерпана.
Обратной стороной эмиссионной политики ЦБ является масштабный приток рублей в банковскую систему и инфляционный риск.»Именно поэтому Центральный банк вынужден ограничивать приток денег в экономику по другим каналам. Это же является и обоснованием сдерживания понижения ставки», — говорит Кудрин.
За 2,5 года манипуляций с резервными фондами центробанк изъял из банковской системы 3,3 трлн рублей, сокращая кредитные операции, а с 2017-го года начал проводить депозитные аукционы и выпускать облигации, чтобы связать избыток рублевой ликвидности.
Происходящую пока эмиссию, впрочем, можно назвать обеспеченной: обеспечением выступает валюта из Резервного фонда, отмечают эксперты Высшей школы экономики.
Когда валютные запасы иссякнут, у властей может возникнуть соблазн запустить станок в необеспеченном режиме, говорится в «Макроэкономическом прогнозе 2016-2020» от ВШЭ.
Для элит печатающий рубли станок может стать «новым источником ренты на замену нефтегазовой выручке», для населения же такая политика может обернуться обнищанием и потерей сбережений в инфляционной спирали, предупреждают экономисты.