Сегодня: г.

Су-24 ищет себе замену

Су-24 ищет себе замену

Разбившийся во вторник при взлете в Сирии российский Су-24 был одной из главных «рабочих лошадок» в контртеррористической операции. Самолет, построенный еще в начале 70-х гг. прошлого века, остается основным фронтовым бомбардировщиком. А все потому, что новейших Су-34, которые по идее должны полностью заменить «двадцать четверки», построено еще слишком мало — чуть более ста штук. Да и те на вес золота. Они — одна из главных надежд Рособоронэкспорта наряду с Су-35.

«Утенок», как называют летчики «тридцать четвертого», хорош. Новый бомбардировщик даже не требует прикрытия истребителями, так как по идее может на равных вступить в бой с F-16 или F-15. Но, к сожалению, этого не скажешь про бомбардировщик Су-24. Еще не забылся грандиозный политический скандал, когда два года назад его сбил турецкий F-16. Российских летчиков не в чем упрекнуть, они такого развития событий точно не ожидали. И просто не верили, что пилот ВВС Турции нажмет гашетку. Бой был неравный. Разбираться с F-16 — это, скорее, работа Cу-30 или Су-35.

Другое дело, что для выполнения боевых задач в Сирии бомбардировщик подходит даже сейчас. А для своего времени Су-24 и вовсе был передовым самолетом. И по некоторым показателям даже выигрывал у своего ближайшего конкурента F-111, на которого во многом ориентировались конструкторы ОКБ «Сухого». Например, самолет может разгоняться до скорости сверхзвука на малой высоте, в то время как для американца это оказалось проблемой. Преимуществом «сушки» стала и прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума». Благодаря ей самолет мог наносить ракетно-бомбовые удары в любое время суток в сложных метеоусловиях.

Впрочем, есть у Су-24 и недостатки. Из-за них в СМИ, и особенно в 2000-х гг., машину начали называть одной из самых аварийных в российской военной авиации.

Немного хроники. Тридцатого октября 2012 г. Су-24 потерпел крушение в 70 км от Челябинска, когда выполнял учебно-тренировочный полет. У самолета сорвало носовой обтекатель. К счастью, оба пилота успели катапультироваться. Через десять дней на аэродроме в Ростовской области «двадцать четвертый» при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) и сгорел. Летчики катапультировались.

Одиннадцатого февраля 2015 г. Су-24 упал в 7 км от взлетно-посадочной полосы аэродрома «Мариновка» в Ростовской области. Оба пилота погибли. После этого Минобороны приостановило все полеты «двадцать четвертых». Но затем возобновило их вновь.

Шестого июля 2015 г. разбился Су-24 в Хабаровском крае. Сразу после отрыва от ВПП у самолета отказал двигатель. Летчикам спастись не удалось, все произошло слишком быстро — бомбардировщик резко накренился влево и врезался в землю.

По словам бывшего пилота Су-24 Игоря Сулима, причиной многих аварий этого бомбардировщика становился отказ механизма крыла, которое способно менять в полете стреловидность. Эту конструкцию, благодаря которой самолет меняет геометрию планера в зависимости от скорости, машина «позаимствовала» у F-111. В 1960-е гг. это решение считали очень удачным, но впоследствии от схемы начали уходить. Сейчас в составе ВКС РФ среди самолетов с такой конструкцией остались только стратегические бомбардировщики Ту-22М и Ту-160. А у ВВС США — B1 Lancer. Некоторые военные эксперты считают, что Су-24 слишком сложно скомпонован, из-за этого увеличивается риск возникновения нештатных ситуаций.

За самолет заступился летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, который лично испытывал Су-24. Как рассказал «Утру» пилот, называть бомбардировщик аварийным нельзя — такое случается с любым самолетом.

«У американцев был самый аварийный самолет F-104, а у нас Су-7Б. Я на нем летал, падал и катапультировался. Нельзя обзывать каждый самолет. Тогда Су-24 шел впереди своего времени. Все падали, «Фантомы» (F-4) тоже падали», — вспоминает Толбоев.

При этом летчик-испытатель признал, что двигатели бомбардировщика Ал-21Ф-3 сложные из-за высоких температурных режимов. Впрочем, как и все турбины производства ОКБ А.М. Люльки.

«Лопатки титановые, и на взлете может произойти так называемый «титановый пожар». Он длится секунды, мгновения. И чтобы его распознать, мы датчики вокруг двигателя устанавливали. Если на взлете произошел пожар — нужно сразу катапультироваться», — говорит Толбоев.

То, что произошло во вторник на базе «Хмеймим», по словам летчика, обыкновенное явление, как это ни страшно звучит. Мог быть износ двигателя. Или попадание посторонних предметов — тот же песок, которого хватает в Сирии, он работает как наждак.

«Жалко, что ребята не успели катапультироваться. Там три секунды надо, видимо, затянули время», — сказал пилот.

Как сообщил еще в 2012 г. бывший главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин, до 2020 г. Су-24 будут сняты с вооружения и заменены на Су-34. К тому же времени пообещал замену Су-24 на Су-30СМ на Черноморском флоте начальник морской авиации ЧФ полковник Геннадий Загонов. Однако в прошлом году бывший главком ВКС РФ заявил, что «сушки» уйдут, когда выработают свой ресурс, и никаких дат называть не стал. Все это означает, что Су-24 пролетает минимум еще два года, а скорее всего и больше. Несмотря на то что сайт «Сухого» определяет срок службы бомбардировщика 25 лет, по словам летчиков, это вовсе не означает, что самолеты спишут. На бомбардировщиках меняют двигатели, оборудование. Затем самолеты проходят сертификацию. Остается только планер, который может быть в эксплуатации и 50 лет. К слову, американские B-52 летают с 1959 г., точно так же, как и советские Ту-95. Уже другой вопрос, нужна ли российским летчикам достаточно сложная по современным меркам машина. Пока, по всей видимости, нужна.

Источник

 
Статья прочитана 123 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору