С приходом в РАН нового президента, физика Александра Сергеева, жизнь и порядки в Академии начали меняться. И первой пала традиция пить чай во время заседаний академиков.
О невидимых изменениях в Российской академии наук, традициях и консенсусе, а также о том, что теперь будут пить члены президиума РАН, — сообщает Indicator.Ru.
С приходом в РАН нового президента, физика Александра Сергеева, жизнь Академии начала медленно меняться. О неминуемых изменениях Сергеев писал в своей предвыборной программе и говорил в публичных выступлениях, так что неожиданностей не случилось. Академия будет сотрудничать с властью, участвовать в изменениях законодательства, менять свой статус. РАН станет более открытой: заседания президиума будут проходить раз в две недели и даже транслироваться в интернете. Так что все члены Академии смогут своими глазами увидеть, чем занимается президиум. Есть и более тонкие и менее заметные изменения. Одно из них коснулось чая. Тот, кто хотя бы раз присутствовал на заседании президиума РАН на Ленинском, 14, наверняка замечал, что после начала выступлений по залу начинали разносить стаканы с чаем. Кого-то удивляли сами прозрачные стаканы в подстаканниках, кого-то — ученые, помешивающие сахар, постукивающие чайными ложками и несколько мешающие выступающим (по крайней мере, именно так кажется со стороны).
«Коринфские колонны, расписной плафон и огромная люстра, впрочем, не расположили гостей к аристократической вежливости: чай в стаканах с подстаканниками, например, начали бурно вносить уже во время речи докладчика — члена-корреспондента РАН и директора института США и Канады Сергея Михайловича Рогова. Первые тезисы доклада «Невостребованность науки как угроза национальной безопасности» прозвучали под аккомпанемент энергичного постукивания ложечкой по стакану — несладкий чай совершенно не шёл под неутешительную статистику», — так семь лет назад заседание президиума РАН описала в своем блоге приглашенный исследователь Университета Рейн-Ваал, корреспондент отдела науки Газеты.ru в 2009-2013 годах Александра Борисова.
Традиция чаепитий во время заседаний Академии появилась ещё при Александре Карпинском, который в 1917 году стал первым выборным президентом Академии. «На второй день после падения Зимнего президент Российской академии наук Александр Петрович Карпинский пригласил к себе «на чай» двух своих соратников: академика Владимира Андреевича Стеклова и непременного секретаря Академии Сергея Андреевича Ольденбурга. Деловое чаепитие — это была новая для Российской академии наук традиция демократических конфиденциальных совещаний, введенная Карпинским в 1917 году и сохранившаяся до сих пор», — рассказывает писатель Юрий Борев в книге «Луначарский» из серии «Жизнь замечательных людей».
«В круглом зале собрались сотрудники, профессора, академики. Зал меблирован венской мебелью. Рассаживаются за длинным столом; Карпинский садится за небольшой столик, в кресло; рядом с ним Федоров. Он будет протоколировать. Входит Литвинов с самоваром. Чаепитие непременно сопутствует заседаниям; обычай заведен Карпинским и никогда не нарушается. На столе вазочки с печеньем, баранки, сахарница», — написал Яков Кумок в книге «Карпинский» из серии «Жизнь замечательных людей». Здесь описано заседание в Геологическом комитете, проходившее задолго до того, как Карпинский возглавил Академию.
В последние сто лет чай и Академия связаны неразрывно, и сам академик Карпинский чай очень уважал. «…Все академики знали друг друга, друг друга знали и их жены, и дети, семьи обменивались визитами — причем независимо от специальностей палеонтолог дружил с филологом, математик с историком. На общие собрания сходились как на семейные торжества, и он, президент, чувствовал себя главою академического клана, патриархом; не случайно же он любил устраивать заседания у себя дома, за чашкой чаю», — продолжает Кумок.
На последнем заседании президиума РАН чай не принесли. Заседание началось, но никто не спешил разносить традиционные и колоритные стаканы. Вместо этого на столах стояла нейтральная минералка.
Научный руководитель Института океанологии имени П.П. Ширшова Роберт Нигматулин, который во втором этапе выборов в президенты РАН боролся за право стать главой Академии против Александра Сергеева, отметил, что не стоит очень уж волноваться из-за чая, хотя он бы традицию чаепития сохранил. «Это совсем мелочь, конечно, в сравнении со всеми событиями. Но я вообще сторонник сохранения традиций. Это копеечное дело, чай с сухариками, не надо даже печенья. Я бы сохранил. Вообще, традиции — это большее дело, особенно такие, я думаю, они вековые уже. Но это не та проблема, которая должна уж очень активно общественностью обсуждаться», — отметил он.
В пресс-службе Академии разъяснили, куда же исчез чай. «Чая не будет. Так решил новый президент», — рассказали они. Во время предвыборной кампании Александр Сергеев неоднократно говорил, что работу президиума нужно менять. При этом новый глава РАН заявлял, что Академия должна стремиться к «консенсусу». И он был найден даже в отношении чая. «У нас очень много народа, и это неудобно, ни раздавать, ничего. Чай есть, но есть у нас в фойе, в коридоре, и пожалуйста, кому нужно, тот подходит, или перед, или после заседания президиума может выпить чай», — пояснили в пресс-службе.