Соединенные Штаты приступили к заморозке чужих резервов.
Хранение резервных фондов государств в Соединенных Штатах характеризуется не только высокой надежностью, но и вполне ощутимыми рисками. Убедиться в этом довелось одной из стран, находящихся с США далеко не в самых плохих отношениях, — Казахстану.
Твои резервы — моя добыча
Как сообщает Reuters, финансовые власти США приняли решение о заморозке средств национального суверенного фонда Казахстана.
Речь идет об активах на сумму 22 миллиарда долларов, или 40% объема Фонда будущих поколений. В общей сложности замороженная сумма составляет 17% ВВП Казахстана.
Фонд используется правительством страны для экстренного финансирования банков и поддержки национальной валюты. Его пополнение осуществляется за счет доходов от экспорта нефти.
Деньги заморожены по иску компании молдавского бизнесмена Анатолия Стати, поданного им против правительства Казахстана.
Стати вместе с сыном инвестировали средства в казахстанский ТЭК, после чего обвинили правительство в попытке рейдерского захвата своей собственности. Истцы требуют от Астаны возмещения убытков на сумму 4 миллиарда долларов.
© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Требования молдавского бизнесмена небезосновательны — в январе 2013 года арбитражный суд Стокгольмской торговой палаты признал нарушения со стороны Казахстана (Договора об энергетической хартии), обязав правительство страны выплатить семье Стати компенсацию в размере 500 миллионов долларов. Тогда казахстанские власти отказались выплатить эти деньги истцу.
Национальный банк Казахстана, в чьем управлении находятся государственные резервы, подал иск в Высокий суд Лондона. Нацбанк требует отменить заморозку активов, ссылаясь на «значительные, сложные для оценки убытки», понесенные из-за невозможности получить доступ к активам и завершить уже начатые транзакции. Однако все претензии казахстанской стороны отклонены судом без возможности апелляции.
Опасный прецедент
На первый взгляд кому-то может показаться — какой смысл говорить об аресте активов другой страны, не имеющем к России никакого отношения.
Однако это совсем не так. По сути, речь идет о прецеденте, заключающемся в разрушении статус-кво, сложившегося на протяжении десятилетий. Тот факт, что почти половина суверенного фонда суверенного государства может быть заморожена на счетах в американском банке только по решению одного суда, ставит под вопрос надежность и целесообразность хранения любых государственных резервов на территории США.
Россия под угрозой?
Примечательно, что не так давно вероятность ситуации с арестом средств золотовалютных резервов РФ, вложенных в иностранные активы, не исключил глава российского Минфина Антон Силуанов.
«Если наши золотовалютные резервы могут быть арестованы, даже если мысль такая у кого-то есть, это просто финансовый терроризм, самый настоящий, по-другому нельзя сказать. Думаю, что, безусловно, до этого не дойдет. По сути это будет объявление финансовой войны между Россией и теми, кто это сделает», — пояснил министр.
Для справки: на данный момент объем вложений российского ЦБ в американские казначейские обязательства составляет чуть более 100 млрд долларов. Объем вложений государственных, частных, общественных и корпоративных средств российских субъектов в другие американские активы, включая банковские депозиты, также измеряется несколькими десятками миллиардов долларов.
Министр финансов РФ Антон Силуанов
© Михаил Джапаридзе/ТАСС
По словам Силуанова, в случае попыток США посягнуть на российские резервы, размещенные в американских активах, единственным способом минимизировать возможные потери будет являться сокращение дефицита бюджета.
«Мы почему в расчетах бюджета заложили 40 долларов за баррель, не просто из-за того, что нам хочется сократить расходы и направить часть ресурсов с 2019 года в резерв. У нас нет желания накопительствовать и увеличивать наши резервы, хотя это тоже абсолютно верно», — пояснил Силуанов.
Делая свои заявления, министр финансов всячески намекал на то, что подобные действия США — угроза исключительно гипотетическая и ее реализация на деле невозможна.
События вокруг Казахстана показали, что ничего невозможного, по крайней мере в части ареста американской стороной чужих суверенных резервов, не существует.
Учитывая, что в нынешней ситуации Россия находится под воздействием все более жестких санкций, исключать возможности покушения на какие-то суверенные резервы и государственные активы РФ в других странах уже нельзя.
Вряд ли это может коснуться вложений в американские казначейские обязательства, так как в этом случае, власти США рискуют подпилить сук, на котором они сами сидят на протяжении не одного десятилетия. В наибольшей же зоне риска могут оказаться банковские депозиты и другие активы, находящиеся в американских банках, как это произошло в случае с Казахстаном.