Громкая и круглая цифра: в Арктику в ближайшие 15 лет могут вложить триллион долларов. Это оценка американской Guggenheim Partners — правда, конечно, при условии правильной экономической политики.
Во что будут вкладывать? — Туризм, нефть и энергетика, транспорт и логистика. Однако для этого нужно, во-первых, продвигать Арктику как инвестиционный регион: бизнес еще не привык думать о том, что там не только холодно, но и выгодно. А во-вторых, вкладываться в людей, в жителей Арктики. Строить для них инфрастурктуру, поддерживать жизнь на северных территориях.
Про инвестиционный потенциал Арктики я писал свою докторскую, так что знаю, о чем говорю. Однако Россия может отстать от других стран арктического региона. Простой пример: откройте новости по слову «Арктика» и увидите огромное количество информации о различной военной технике, учениях и т. д., но в них не будет ни экономики, ни местных жителей.
Поэтому особенно обидно читать, что в норвежском Тромсе сейчас трудно забронировать столик в ресторане из-за огромного потока туристов. А кто видел переполненный туристами ресторан в Мурманске или Нарьян-Маре? Хотя, казалось бы, чем мы хуже.
Внутренний туризм, который развивается последние годы, обходит Арктику стороной: все внимание отдано Крыму, Кубани и другим и так известным брендам — Москва, Золотое кольцо, Алтай. Безусловно, мы вкладываемся в Северный морской путь и нефтегазовую добычу (тут, правда, сильно мешают санкции), но нет главного: социального инвестирования.
Ведь одно дело — вахтовый рабочий, приехал-уехал, а другое — местные жители, настоящие стражи России — и в том числе ее экономических интересов. Вот только о них правительство забывает, и поэтому мы проигрываем «битву за Арктику» (в сугубо мирном смысле) той же Скандинавии.
Так что если не изменить государственную парадигму, не вспомнить о людях, весь этот триллион долларов пройдет в итоге мимо нас.