Смотрел запуск Falcon Heavy в прямом, не побоюсь этого слова, эфире. Сказать, что я впечатлён – это ничего не сказать. Конечно машина в космосе – это попса, но ведь народу нравится и даже в плане визуализации действа всё рассчитано до мелочей. А синхронный спуск двух первых ступеней – это вообще нечто за гранью фантастики. Жалко центральная часть не села на баржу. Но, как говорится, к каждой бочке в комплекте идёт своя ложка. Но есть и ещё, что меня очень поразило.
Илон Маск сказал, что весь процесс разработки сверхтяжёлой ракеты Falcon Heavy обошёлся в 500 миллионов долларов. И вот это меня – после синхронного спуска первых ступеней – поразило больше всего. Почему?
Ну вот, например, стоимость недавно построенной «Зенит Арены» обозначали в 40-50 млрд рублей, что при курсе 1/60 составляет примерно от 660 до 800 млн долларов. Нет, я вовсе не про разворовывания бюджета и т.п. – этой темой давно и плодотворно занимаются разные граждане и я не буду покушаться на их горбушку. Я совершено про другое хочу сказать. Ну вот, например, в 2016 году выручка компании «Донстрой» составила 39,56 млрд руб., т.е. около 650–660 млн долларов. Ну или, собственный капитал компании «Роскосмос» составляет 186 млрд рублей, т.е. порядка 3 млрд долларов. Ну и т.д. Я не буду сейчас выкладывать скучный столбик цифр. Просто скажу, что 500 млн долларов – для российской экономики это не бог весть какие деньги. Ни для крупных частных компаний, ни для государственных эта цифра не является чем-то запредельным. И, например, в том же строительном бизнесе такие бюджеты какими-то запредельно высокими не являются.
У Освальде Шпенглера есть одно утверждение, одно из немногих, которое всегда вызывало во мне некий внутренний протест. Во Втором томе своей великой книги он пишет: «Человек Запада смотрит вверх, русский смотрит вдаль, на горизонт. Так что порыв того и другого в глубину следует различать в том отношении, что у первого это есть страсть порыва во все стороны в бесконечном пространстве, а у второго – самоотчуждение […] Русский астроном – ничего более противоестественного быть не может. Он просто не видит звезд; он видит один только горизонт. Вместо небесного купола он видит небесный откос. Это есть нечто, образующее где-то вдали с равниной горизонт. Коперниканская система для него смехотворна в душевном смысле, что бы там она ни значила в смысле математическом».
Как? Русские не видят звёзд? Русский астроном – это противоестественно? Нет, с этим я решительно не мог согласиться. В конце концов, а первый спутник Земли, а Гагарин? А небывалый энтузиазм – чему есть немало фото- и киносвидетельств – охвативший многих русских людей после запуска Юрия Гагарина? На таком фоне утверждение «русские не видят звёзд» кажется чем-то надуманным и притянутым за уши.
Конечно, если вдуматься, то некие потребности души нации западного и русского человека лежали в иных плоскостях. Русские двигались вширь, захватывая бескрайние пространства на Востоке. Западные люди строили готические соборы, с их тянувшимися как можно выше шпилями (русские колокольни никогда не делались особо высокими). Впрочем, западный человек тоже не пренебрегал пространством, как таковым – от первых Крестовых походов и вплоть до открытия Америки и построения мировых колониальных империй, всё это было пространственное движение. И всё же, всё же… Факт, что русские даже во времена Циалковского насмехались над ним, считая его сумасшедшим.
Собственно, космическая гонка в СССР началась только тогда, когда для коммунистов это стало а) требованием создания носителя для атомного заряда и б) соображением престижа. Что же до энтузиазма масс… Мне кажется, в этом энтузиазме было больше радости от того, что счастливая жизнь, какой её обещали коммунисты, в самом деле возможна, нежели восторг от собственно завоевания космоса.
Ну в самом деле, прошло всего 12 лет после ужасной войны, когда вся западная часть страны была превращена в груду развалин – и вот вам, страна уже запускает спутник в космос. А спустя ещё четыре года в космос отправляют человека! Значит всё идёт в нужном направлении! Значит партия и правительство не врут. Сейчас решим сложные технические задачи, а там и в бытовом плане жизнь будет налаживаться. Отсюда, мне кажется, вся эта эйфория и огромная искренняя неофициозная радость людей после запуска спутника и Гагарина. А техническая сторона, звёзды, путешествия через вселенную… Нет, безусловно, были люди, которые интересовало в первую очередь именно это. Но много ли было именно таких энтузиастов?
Я ещё не родился, когда был запущен первый спутник и первый человек. Но зато помню – я уже был пионером – стыковку советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон» 15 июля 1975 года. Какой-то особо бурной радости у людей не помню. Однако так или иначе это обсуждали все. В пионерлагере, в котором я был, для показа стыковки в прямом эфире даже – вещь неслыханная! – вынесли телевизор для общего обозрения. Но насколько я помню, людей больше воодушевлял факт демонстрации сотрудничества СССР и США. Значит – в самом деле разрядка. Значит атомной войны не будет. Значит жизнь будет лучше. Вот это в первую очередь витало в разговорах людей. А не звёзды.
А потом люди стали как-то всё спокойнее и спокойнее относиться к космическим полётам. Диктор в программе «Время» торжественно объявлял об очередном запуске, но никто уже на следующий день в школе и на работе это не обсуждал. Так, рядовая новость. Даже имён новых космонавтов люди уже не знали. Какие-то были ещё на слуху, а какие-то уже забывались.
И вот наше время. Что мы видим? Да, есть Роскосмос, есть новый космодром «Восточный» (построенный с многочисленными финансовыми нарушениями). Есть какие-то пуски. Что-то иной раз взлетает удачно, что-то падает. Когда что-то падает – это вызывает вялое обсуждение на уровне злорадства. Когда пуски удачные – это не волнует никого. Никого.
И сама государственная космическая программа словно делается из под палки. Словно есть такое усталое понимание, что нельзя забрасывать, раз уж на это потрачено столько времени и средств. Но и особого энтузиазма нет. То есть вообще. Зато есть ощущение, что космосом в РФ продолжают заниматься только потому, что по этой статье из госбюджета можно своровать изрядное количество тенге. Но это на верхнем уровне менеджеров. А внизу? Молодёжь не идёт широкими рядами в космические разработки. Старые работники сетуют, что на заводах и в НИИ острое старение кадров. Только ли дело в том, что платят мало? Но ведь если бы эта тема очень привлекала, если бы вызывала энтузиазм, то молодые энтузиасты находились бы в массовом порядке. В конце концов – сравнение болезненное и неприятное, но тем не менее – энтузиастов лезть на юго-восток Украины за небольшие деньги, а то и вовсе без денег нашлось очень много. А космос нас уже почему-то не влечёт. И если вспомнить – сколько раздавалось в 90-е, да и сейчас восклицаний: «Да зачем нам этот космос? Зачем на это тратить такие деньги? Лучше больницы стройте!»
И вот мы видим SpaceX, Илона Маска, его проекты строительства фактически частных ракет. И если десять лет назад это казалось ребячеством и детским лепетом, то сегодня мы видим запуск тяжёлой ракеты, способной поднимать десятки тонн груза и даже – хочется в это верить – способной этот груз доставить к Марсу. И обошёлся этот проект в 500 миллионов долларов.
А в России никто даже не поставил вопрос так: а что если нам, частным порядком, замахнуться на строительство космической ракеты? Ведь экономика государства – я имею в виду объёмы денежной массы – не делают такую постановку вопросу чем-то абсолютно фантастическим. Условный «Донстрой» в принципе мог бы замахнуться на строительство космической ракеты. И не только эта компания. Я про общий принцип и про приоритеты планов. Но нет в России массового настроя на дальнейшее освоение космоса. Паны есть – в стиле обязаловки – а настроя нет. Есть только унылый Роскосмос, который космосом занимается словно раб на галере.
Да, с одной стороны, нас так воспитали. Нас так воспитали, что мол только «родные партия и правительство», раздев и разув всю страну, посадив весь народ на голодный паёк на десятилетия, могут колоссальными усилиями построить ракету и вывести её в космос. Мол, космическая ракета – это настолько дорого и трудоёмко, что только сверхдержава совокупным ударным трудом миллионов крепостных, может заниматься запуском в космос грузов. А тут – нате вам, негосударственная компания за смешные деньги отправляет к Марсу более тонны груза. Да ещё красиво оформленного груза. Обидно, понимаешь.
Видимо, есть и правота в высказывании Освальда Шпенглера. И вот я задаю самому себе вопрос: возможен ли ещё «русский космос» или небольшая горстка энтузиастов, которая ещё пытается убедить всех в его необходимости, постепенно вымрет и высвободившиеся от этой тяжкой ноши деньги будут наконец-то направлены на строительство новых больниц и детских садов? А на Марс путь летят другие? Им, типа, нужнее? А вы как считаете, должны ли в России появиться частные космические корпорации и нужна ли вообще России своя космическая промышленность?