Недавно я ездила в Беларусь, не была там 25 лет – и просто обязана рассказать, как выглядит ее экономика со стороны. Ехали втроём на машине с ощущением, как «старший брат едет к меньшему брату». И, переехав границу, мы просто потеряли дар речи на полчаса…
Нам было стыдно! Стыдно за великую обворованную Россию. И одновременно жалко её.
Потому что въехав в Беларусь, мы сразу попали не прекрасный широкий автобан, со всей разметкой, которая должна быть на асфальте, но у нас её почему-то нигде нет.
Мы ехали и поражались:
— повсеместно засеянным полям (земля в государственной собственности);
— тучным стадам коров;
— декоративным фигурам птиц на полях;
— остановкам, каждая из которых имеет свой дизайн, клумб, урну, и, опять же, разметку, как в учебнике по вождению;
— единообразным белоснежным красивым заборчикам (как нам сказали позже белорусы, заборы бесплатно всем раздало правительство).
Потом мы жили в деревне и тут тоже есть о чём сказать:
— все продукты производятся по евростандартам, соответствуют очень строгим требованиям;
— в деревне в каждом доме по 2-4 коровы, не считая свиней и птицы;
— развита кооперация: у сельского магазина стоит штендер с расценками буквально на всё – можно заказать хоть окос травы на огороде, не говоря уже про вспашку и культивацию.
Хозяйки 2 раза в день доят коров и выставляют вёдра на высоко приколоченные досочки за калитками, откуда их забирает проезжающая машина. Вы представляете у нас в деревне картину, чтоб вёдра с парным молоком стояли у калиток по деревне – и никто их не украл? Из каждого ведра берётся полный анализ молока на антибиотики и прочее. Если молоко не прошло контроль качества, его вечером возвращают и в бумаге пишут, что именно не так.
Доярке и её мужу механизатору колхоз подарил 2-этажный кирпичный домик. Правда, наверху всего одна комната, но все равно обидно за российских доярок.
Главному агроному колхоз подарил коттедж, этажа в три, кирпичный. За высокие надои доярке колхоз подарил корову…
В белорусских селах нет безработицы. В колхозе пристроен даже самый несчастный пьющий мужичок: сидит в гараже и помогает мастерам чём может.
Молодым дают квартиры от государства. Например отслужил в армии, закончил среднее образование на строителя, поработал год, хоп – тебе двухкомнатная квартира в Минске. Никаких ипотек – живи, расти детей, радуйся жизни.
В каждом доме (в деревне) свои молоко, сыр, мясо, яйца, овощи, яблоки, груши, ягоды. В деревне у всех иномарки: ауди, опели и т.д. Дело в том, что до недавнего не было вообще ввозных таможенным пошлин, машины стоили очень дешево, вот все и накупили. А у нас в деревне все ездят, например, на немецких авто?
На вопрос мужчин: «А самогонки купить где?» – все делают страшные глаза и говорят: «Ты что! Нас же участковый посадит! Никакой самогонки, иди в магазин и там всё купи».
Мой родственник-белорус был в момент приезда в предпризывном возрасте, и я ему предложила обучение в вузе в России, а потом аспирантуру и т.д. Но что он сказал: «Ну что Вы! Нет. Кто-то должен нашу Родину защищать!» И мне стало неловко. Вот так.
А на приглашение приехать к нам в гости, в Кострому, они перекосились, как Миронов в «Бриллиантовой руке» после приглашения на Колыму. И сказали: «Нет. Уж лучше вы к нам! Ездили ребята на заработки к вам в Питер, так там один бурьян, кругом беспорядок, нехорошо». И я подумала, что если в Питере им бурьян, то в Костроме уж точно не понравится.
Как маркетологу мне важно и то, что рынки в Беларуси не монополизированы: нет крупных монополий. Есть местные, региональные и республиканские представители бизнеса, но транснациональные компании (ТНК) пока ничего не захватили и никого не задушили.
Спустя время после поездки, остаются выводы и вопросы: «Ну, как так много можно у нас, в России, воровать? Как им там, «наверху» не стыдно? Они же ездят по миру, видят уровень «там» и «здесь»».
Наша страна, прекрасная Россия, имеет столько природных ресурсов, богатств, мы могли бы процветать! Но – нет. Бурьян-трава, в экономике монополии и коррупция.